Ну вот я и в Баку.11/1
Мы о нём, к глубокому сожалению, узнали только убивая время в аэропорту. Нам рассказала об этой услуге попутчица. с которой делились впечатлениями ... и номером в отеле.
Взять велик на прокат можно на Приморском бульваре, по нему и прокатиться, поскольку на нём специально выделена велосипедная дорога (не дорожка!). Вероятно, можно и в город бы поехать, но уж очень там крутые спуски и подъемы. Ещё и лестницами обустроенные. Сколько и за сколько заплатить, я не помню, да и смысла запоминать нет т.к. сезонное удорожание, я думаю, никто не отменял. В залог нужно оставить документ, например - паспорт.
И так, про экскурсионный бизнес.
По моему мнению, находится или в зачаточном состоянии или – в одних руках. Что, в принципе возможно в их симбиозе. Отсутствие реальной конкуренции и «стратегического руководства» в лице партии и её ленинского Политбюро…
Ой, что-то меня занесло.
Разумеется, какие-то ростки экскурсионного обслуживания имеются, они представлены тремя вариантами:
1.Экскурсионными фирмами, числом не мене двух и не более..
(Smile и Testour)
2.Индивидуальными гидами.
3.Таксистами.
Представители первого варианта занимаются приглашением праздно шатающихся приезжих граждан в Старом городе в точках их наиболее массового и бестолкового брожения у Девичьей башни, у Гоша Гала ( главные или «двойные» ворота») и в районе мостика над раскопом «старой бани».
Представлено это очень молодыми людьми. Вероятно – студентами. Скромными на вид и неуверенными в своих действиях. А действия состоят в попытке заговорить с туристом , сбивчиво рассказать про тур по трём основным вариантам экскурсии и , попытке всучить –таки рекламную бумажку с картинками «примечательностей» .
Второй вариант более профессионален, но действует с оглядкой. К туристам, глядящим на Баку через рамку своего смартфона и галдящим на русском языке, подходит прилично одетый мужчина в возрасте 50+ , расспрашивает о том, как вам тут понравилось, что уже видели, далее, ненавязчиво сообщает о том, что он местный житель, живёт(родился) в Баку. Бывал (или слышал про ваш город ) нахваливает его и , вскользь предлагает свои услуги по организации экскурсии а).по Старому городу на пару часов; б).поездку по городу Баку; в).поездку по окрестностям; г). Экскурсию по всему Апшеронскому полуострову с посещением разных примечательных мест. В том числе - рыбалку. При этом, разумеется, все эти экскурсии вам обойдутся значительно дешевле (раза в два!), поскольку данный товарищ а). не арендует офиса; б). не платит НДС. Далее вам предлагается записать номер его телефона и позвонить. Если вы сразу же не согласитесь.
(Ага! Позвонить? Я так и не понял - когда и с кем "наболтал" в роуминге на 600 рублей!? Ну не с мошенниками -жеж. "доставшими" меня и в Баку!)
Кстати, по ценам. Тут нужно и можно торговаться. А ещё, стоимость путешествия от количества экскурсантов не зависит. Т.е. цена будет «не носа», а -«тотал». Разновидность второго варианта нас встретила прямо в момент «заезда» в отельчик. «Своего друга» предлагал оформлявший нас портье по имени Али.
Третий вариант поджидает вас на всех центральных улицах . Вам предложат прокатиться по тем же местам, что предлагают и турбюро, и частные гиды и, разумеется , ещё дешевле. Предложения будут поступать как от стоящих на стоянке таксистов, так и прямо из окна проезжающего такси мимо вас.
Примечание. "Казённые" такси представлены "кэбами",
(тут - в аэропорту. На заднем плане - "шаттл". Едущий до метро с остановкой на автовокзале 1.3 маната, вместо 13-15 у таксиста)
частные - "приусами" и выкупленными "кэбами" другого цвета.
(Ой, про "тойоту-приус" - такая смешная машинка! Особенно - с заду )
Вероятно все эти варианты в разной комбинации могут существовать и в других «звезданутых» отелях.
Четвёртый вариант, который я настоятельно НЕ рекомендую никому – поездка на автобусе «хоп оф-хоп он». Да такой автобус по городу катается. Ненаглядная была ярой сторонницей использования именно этого варианта знакомства с городом, вспоминая о том как удачно она пользовалась «даблдеккером» в дождливом Лондоне и, мы вместе, в ещё более дождливо-снегопадном Нижнем Новгороде.
И это произошло! Мы обнаружили фирменную стоянку этой услуги.
(остановка №14 "Кукольный театр", который на Примбуле. Старейший в городе и, кажется, в СССР. А ещё "лондонская " телефонная будка. Почему? - Не знаю)
Дождались прибытия красного двухэтажного, обклеенного стандартного пошиба вывесками автобуса и стали в него садиться. Обычное бла-бла от кассира, сидящего при входе, про действительность билета на 24 часа, про возможность входить и выходить нас не волновала. А вот ценник…У меня вызвал изумление - 30 манаток с носа! Я хотел было возмутиться, но был «взят в шоры» и мы поехали. При выдаче обязательных в этом транспорте наушников нам было сказано, что «на правой стороне» трансляция работает «не очень хорошо» и это было сильным преувеличением. По правую сторону второго этажа автобуса она отсутствовала совершенно!
Пассажиров в автобусе было мало, семья с двумя неугомонными детишкам лет 6-8-ми. Которым не сиделось, да ещё где-то подсели три или пять человек.
Информация , которую доводил аудиогид была… или не была?
Скажем так – была очень скудной и , как правило, не совпадала с тем, что в этот момент проезжал автобус. На маршрутных остановках (а их здесь 13, хотя на карте -15) дядька в наушниках «догонял тему» , но даже у центра Гейдара Алиева, где автобус задержался довольно долго ( с учетом маневрирования по площадке) набора слов ему не хватило. Т.е. мы ещё ездили вокруг выдающегося (не побоюсь этого слова) сооружения, а гид молчал как рыба об лёд!
(Справа от центра ещё одна примечательность Баку - Здание, похожее на отель "Парус" в Дубае. Почему-то нигде про него ни гу-гу!)
Весь маршрут состоит в езде вдоль берега Каспия, с небольшим отклонением в гору к «Гейдар-бобо» и последующим возвращением по тому же проспекту Нефчиляр (Нефтянников) с подъемом в Нагорный парк к Пламенным башням. Далее "бас" скатился в Баиловку к «Площади Флага, но без флага» и доставил нас в исходную точку нашей поездки «к центру ГУМа у фонтана»…т.е. к Малой Венеции.
Выяснив расписание на завтра мы пошли бродить по городу собственными , отдохнувшими, ногами. «
«Облом» нас ждал назавтра, когда мы битый час ждали представителя этого сервиса у подножья Девичье башни. Сидевший тут же в засаде таксист, разумеется, попытался нас пригласить покататься по городу, но выяснив про наше намерение дождаться оплаченного путешествия, очень тактично рассказал , что : мы напрасно теряем время, т.к. в этой «услуге» трудится всего ОДИН автобус, посетовал на ценник, сообщив, что всё тоже самое он нам мог показать и рассказать значительно дешевле (вот откуда знание «предложений по втором варианту»). Нашу познавательную беседу прервал внезапно начавшийся шухер.
Откуда-то появились полицейские не в зеленой как у дорожников, а в чёрной форме, причём сразу на обеих сторонах проспекта. Таксист резво поскакал к своем «приусу» ( любимая марка бакинского такси!), загнал его за угол ближайшего дома, куда вообще-то въезд преграждал шлагбаум, но у него с дежурным был вась-вась. Черно-форменный полицейский на нашей стороне , жестами , объяснил куда нам нужно убраться с края дороги. На Примбуле аналогичными действиями весь праздношатающийся народ был спроважен на линию, вдоль берега…
По проспекту, внезапно, организовалось бешеное движение по всем полосам в одном направлении.
У меня челюсть едва не выпала, когда я увидел, как поток рванул через «две сплошные» на глазах дорожного полицая (кстати у них не полосатые палочки.У них они красного цвета, как я понимаю –со светодиодами). Молодой полисмен, ранее отчаянно свиставший и оравший в матюгальник на всех, кто пытался остановиться в «кармашке» проспекта у Девичьей башни, теперь нервно делал движения своей палкой, подгоняя и без того несущийся «под сотню" табун машин.
Внезапно стало тихо! Вся ширина проспекта освободилась.
Полицейские в черном стали вдоль обочин, парень «в зеленом» слинял куда-то , растворившись в зелени придорожных растений. Вместе с ним, растворились, затихли и попугаи, до этого весело щебетавшие на голых ветках платанов.
Среди пешеходов, прячущихся вдоль домов, восхищенно прошелестело – Президент едет!!!
Спустя несколько минут, прошедших в напряженном ожидании, по пустынному проспекту промчалась одна белая с синим и мигалками на крыше.
Напряжение нарастало, экзальтированные барышни начали взволнованно дышать…нашёптывая : едет..ЕДЕТ!!!!
Промчались ещё белые «мусоровзки», сверкая мигалками и крякая крякалками…
Барышни начали терять сознание и падать в обморок!
У меня волосы на голове попытались встать дыбом, но: ветер с моря дул, ветер с моря дул ... и эта оппозиционная демонстрация» была сорвана!
Пауза, которой позавидовали бы МХАТ и МХТ вместе взятые, тянулась как сгущёнка из консервной банки…
Пожилая дама, державшая на руках упавшую в обморок барышню, воскликнула: «я не смогу..», подогнула колени и они рухнули на асфальт.
Полицейский разрывался на части между долгом оказания помощи и обязанность обеспечивать безопасность. Вероятно по этой причине он схватил на руки мальчика лет пяти, а тот стал размахивать национальным флагом республики…Хотя размахивать было запрещено!
Наконец, по середине широкого проспекта прошмыгнула одна большая черная машина - седан класс «люкс», окна затемненные…за ней – вторая, за ней чОрные микроавтобусы, за ними, снова чёрные лимузины и, спустя метров 200 полицейская с мигалками…[ URL="https://youtu.be/t8k7VWS5LrY"] а "кино" сюда не вставить?
или так: https://youtu.be/t8k7VWS5LrY
Тут я очнулся.
Никакого «мальчика с флагом» и трупов экзальтированных дам рядом не было.
Даже полицейский, что –то буркнул в микрофон своей рации и ушёл к оставленному где-то авто.
По проспекту помчались обычные автомобили обычных бакинцев, в правильном расположении на проезжей части. Знакомый уже таксист, выкатил своего «приуса» на обычное место засады.
А мы подсчитали, что даже если дождёмся нужного нам сервиса, никакого смысла в нём уже не будет. Т.к. последний рейс у него на сегодня в 16 часов, а это означало, что выйдя у центра Алиева (допустим) мы его уже больше не увидим.
Простой подсчёт расклада времени, произведённый в уме (зря что-ль на двоих у нас 4 диплома?) показал – для поездки в режиме «сошел-зашёл» с учетом единственного автобуса, потребуется 8 часов на 6 остановок. И, сели посещение центра «гейдар-бобо» в течении 1.2. часа ещё как-то реально (на самом деле, как нам потом рассказали, там 5 часов «убить» можно совершенно незаметно!), то что делать возле парашютной вышки всё это время, умом не приложусь!
Так что, ещё раз скажу – не советую я вам связываться с этим «недо-сервисом».
Кстати, а вот и он! Разумеется, едет по противоположной от нас стороне. А почему на стойках этого сервиса не показать бы куда едет и когда прибудет вот сюда? В Барселоне, кажется, такое было
PS
nənə - это "бабушка" по ихнему. Но про неё в следующем опусе.