Ярославцы все красавцы. Часть 2
РЫБИНСК
Понятное дело, глаза упёрлись в т.н –«доминанту», представленную белокаменным храмом с золотыми куполами, позади которого и, несколько сбоку громоздилось старинное здание со всякими архитектурными «излишествами» в виде башенок, вычурных окон и прочего изыска в стиле барокко, а может и не его. Может быть это есть классицизм «ля-рус». Сразу не угадать, а интернета ни тогда, ни сейчас ( в деревне) у меня нету.
Дабы не отсылать читателей к поиску, уточню. Это - здание «Новой хлебной биржи». Построено в 1912 году. По проекту московского архитектора Александра Васильевича Иванова. Неорусский стиль. Сочетание русских традиций и модерна. «Русский модерн», короче говоря. Но это, хотя и замечательное, но не самое известное здание этого архитектора. Самое известное –в Москве. На Лубянской (бывш –Дзержинского) площади. О котором мрачно шутили, что это самое высокое здание в столице т.к. из его окон даже Магадан виден! Да-да, именно оно, здание КГБ СССР, ныне – ФСБ России.
Волжские просторы украшал собой мост через неё, родимую, несколько отчаянных рыбачков, сидевших в надувных лодочках весьма и весьма далеко от берега и нефтеналивной пароход, топавший куда-то по своим, пароходным делам. Кроме этой динамической картины, имелись и статисты, в виде баржи похожей на земснаряд, буксира, пришвартованного к ней. И вся эта флотилия держалась за одно из оснований моста. В связи с происходящим на мосту ремонтом.
Сей ремонт ограничивал передвижение по набережной. А потому, воленс-ноленс, пришлось подниматься к тому самому зданию с «излишествами». При внимательном осмотре, глаз сильно оцарапала нестыковка между нарядными и ухоженными стенами и оконными рамами нижних этажей. Выходящих на Волгу. Мало того, что они были похожи на бойницы (тут уж ничего не попишешь – так устроено!), но вот их состояние вызвало оторопь! Было видно, что они… гнилые!
Кое-где , кажется, даже стёкол не было и дыры были затянут пленкой! Вместе с тем, оконные рамы более высоких этажей выглядели как современные пластиковые, выкрашенные, кстати сказать, «в тему». Т.е. не белые или коричневые, а серые. Сразу скажу, что причина такого диссонанса разъяснилась чуть позже. Здание сие, не смотря на внушительность и импозантность не было занято правящими бюрократами(как это принято повсеместно) . А служит музеем и по этой причине носит табличку: « памятник старины, охраняется государством ..» Ну, а как у нас выделяют средства на поддержание этих сооружений, не мне рассказывать.
Впрочем, фасад, выходящий на Красную площадь, вполне себе хорош собой.
Так вот, храм, который доминирует над всей набережной, носит название Спасо-Преображенского собора. Начал свое служение в 1851 году. С 1909-го имел статус кафедрального.
По проекту строительства автомобильного моста через Волгу (1930 г) подлежал сносу. Частично снос был начат, но начавшаяся война разрушение собора приостановила. Впоследствии попытки устроить в нём овощехранилище, речной вокзал, театр, цирк успеха не имели. Остановились на общежитии. С 1996 по 1999 собор, колокольня и трапезная были переданы православной церкви. После реставрации 2003-2007 гг, выполненной на частные пожертвования, собор был вновь открыт для верующих.
PS Реставрация собора проводилась на средства бизнесмена, также "спонсировавшего" восстановление Успенского собора в Ярославле. И не только . Но об этом - позже.
(Продолжение следует)