Ярославцы все красавцы. Часть 1
Своё путешествие по Ярославлю мы начали в Рыбинске.
Потому, что просто захотелось посмотреть ещё один город на Волге. Предварительно мы уже рассуждали на тему посещения Рыбинска, но на обратном пути. Тут возникли сомнения – а не продадут – ли наши незанятые в Ярославле места, как в известной шуточке Михаила Задорнова про пустой 9-й вагон. Выяснили из расписания, висящего на стене вагона , что в Рыбинск приезжаем вполне себе приличным утром, что-то в восьмом часу, решили - это судьба!
До Ярика при этом оставалось ехать ещё час с хвостиком, а в гостинице нас не ждут раньше 12-ти, отважились сойти в Рыбинске. И не пожалели!
Первое, на что сразу обратил взор город Рыбинск – вокзал. Он весьма напоминал собой Витебский в Питере, что вполне не удивительно т.к. построен был несколько позже и, скорее всего, тем же архитектором, решившим не искать добра от добра.
Вот тут, предчувствие меня не обмануло! Как только получился доступ в интернет, так сразу и стало ясно - да.Я прав!
И Витебский вокзал и вокзал в Рыбинске творения одного архитектора – Симы Минаша.
Караим (это - национальность) Семён Исаакович Минаш родился в Мелитополе.Там же закончил реальное училище, куда как «инородцу» поступить было проще, чем в гимназию. Затем – Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (сегодня СПбГАСУ), где его имя было высечено на мраморной доске лучших выпускников. Что особенно примечательно институт он закончил в 1902м году в этом же году стал одним из создателей «товарной станции» на Лиговском проспекте , а уже в 1904м –Царскосельского вокзала. Ныне известного как Витебский. Пожалуй, самого «киногеничного» среди всех вокзалов страны! Практически сразу, молодой архитектор ( и –художник!) разработал проект вокзала в Рыбинске, вместо сгоревшего деревянного.
Кроме него, привокзальную площадь украшал могучий паровоз серии «Л». Что не говорите, но паровозы, они куда как более красивы, чем современные локомотивы! Громадная бочка на громадных колёсах! Все эти кривошипно-шатунные, блестящие рычаги… Трубы!!! Да-! Смотришь и понимаешь – вот она сила технического прогресса, призванная покорять пространство и время! А что сейчас? Стоит себе серая коробка с пучеглазыми крохотными окошками. Дует вентилятором , или воняет дизельным перегаром. Не на чем глазу зацепиться. Опять-жеж, про паровоз, сколько песен написано! А про современные же-дэ тягачи? Ну, на вскидку – про электричку, да и то по причине того, что сбежала. Никакой романтики, понимаешь ли!
Первая архитектурная примечательность, обнаруженная по дороге к Волге – костёл. То, что это именно костёл, а не амбар для хлеба, видно было сразу. И по забору, вокруг, сложенного из красного кирпича с металлической решеткой и, самое главное – по окнам. Как потом удалось выяснить- сиё здание – польский костёл. Боюсь предположить, что строили его те самые поляки, которых Иван Сусанин вёл окольными путями в Кострому.
Ругался хорунжий, саблей грозя:
- Вот так «заблудиться», Сусанин, нельзя!
«Немножко промашка» - понять я готов.
Ты вёл в Кострому нас. Пся крев, это -Псков!!!
Впопыхах, рассерженные панове Сусанина прикончили, но заблудились окончательно! Осели, обжились , пустили корни. Вон, даже культовое здание отстроили. А вот когда Савва Иванович Мамонтов «чугунку» построил, тут они и поняли – как можно и в Кострому, и в Москву и в милую их сердцам Польшу поехать.
Шутка, конечно.
В Рыбинске обосновались ссыльные поляки. После восстания 1830-года. (Т.е. товарищ Сталин, выселявший неугодные народы, ничего в этом плане не выдумывал.) В результате подписания императором Николаем II Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г) у неправославных подданых появилась возможность строить собственные культовые сооружения. Храм был построен в 1910 м году, носил имя «Сердца Иисуса». В советское время здание, за неимением возможности оставшихся в городе прихожан его содержать, было конфисковано, переходило из рук в руки и в итоге, отдано , спортсменам, а лютеранскую кирху , стоявшую рядышком и вовсе снесли.
Что ещё сразу обратило на себя внимание, так это перекрёстки. Для перехода через улицу буквально на всех, нужно нажать кнопочку на столбе. При этом начинает светиться надпись –«Ждите». На одной из таких коробочек местный шутник дописал – «успеха»! Что ж, успех не заставил себя ждать долго. В том смысле, что пришли мы на набережную реки Волги. Очень даже приличную! Вспоминая аналог в городе Дюссельдорфе, я бы сказал – куда как более приличную! Из местных жителей, по утреннему часу, имелись только добросовестные тетушки, собиравшие вчерашний мусор в большие «мешки для мусора». Вероятно местные жители ещё не все прониклись уважением к большой работе, проделанной местным муниципалитетом по превращению унылого, поросшего травой и ряской берега в отделанную гранитом и металлическими парапетами, заставленную вполне дизайнерскими лавочками, качелями, фонарными столбами и засаженную цветами НАБЕРЕЖНУЮ! Место, где можно прогуливаться не спеша или, наоборот - бегать трусцой. Жаль!
Как и каждый опытный турист, мы устроились на пустующих скамеечках, тут- висящих на цепях., Ненаглядная стала раскачиваться, раскачиваться… а мне было лень.
Слегка отдохнув, пошли туда, куда глаза глядят.
(продолжение следует)