Поиск Написать

Пойдём бродить по Петербургу. . . Петергофская дорога I

Нам опять повезло с погодой. Ненаглядная очередной раз "записалась" на экскурсию. На этот раз - трамвайно-пешеходная по "Петергофской дороге".
Подумать только, сотни раз по ней катался, жил там даже, но понятия не имел, что живу на "парадной першпективе" государства Российского со времён Петра I имевшей место быть.
Отвоевав у шведов "окно в Европу" император наш порешил - негоже иноземным гостям через форточку-то забираться. Ибо в те времена корабли токмо до Котлина могли протиснуться. А далее - переправой на материк. А тут - незадача! Болота да тростник, да речушки с ручейками. И решил затейник наш отгрохать парадную дорогу не хуже чем от Парижу до Версалю. Коюю имел счастье лицезреть во время своих европейских вояжей. Без шенгнеской, замечу, визы ездил. Да ещё под чужими именами.
Это хорошо, что "решил"" . А на какие шиши? Казна-то рассейская вечно пуста, а тут ещё и война, и столицу, опять-жеж, надо строить. А вот земли-то, завоёванной - достаточно. И она, пока, бесхозная.
Шведского губернатора Ингерманландии и след простыл, а присматривать за землицей, да использовать рачительно - надо.
Представляю: как и каждый землевладелец поехал Он по обретённым землям. Нашел "резиденцию" шведского предшественника. Сели. Выпили. Закурили.. импортного табаку.
И приходит ему в голову здравая мысль - раздать участки земельные своим верным и заслуженным соратникам.
Мужик он был достаточно грамотный, карту местности имел какую-никакую. Измерил ..вот не знаю, был уже тогда это прибор - курвиметр, или как. Получилось 40 верст ( кто-то говорит - километров. Думаю, всё-таки в вёрстах дело было). От Старо-Калинкина моста до...упора. В залив.
Математик Петр Алексеевич был вполне себе успешный, а менеджер - реально смотрящий. Понимая, что строиться тут, в заболоченном краю трудно, назначил он красивую цифру новых землепользователей числом - 200 .
40 на 200 делится легко, а в итоге получается ещё более красивое число =100. Саженей. Поскольку этих самых саженей было 500 в каждой версте. (Путевой).
Для нас сегодня более привычно всё-таки в метрах. 100 саженей =213,36 метров.
Хитёр был надёжа-государь!! Земли-то новые раздавал в качестве награды, а вдогонку - "обременение" в виде простого русского - СТРОИТЬ! Усадьбы загородные, которые от секвестра слова "раздача" превратились в "дачу".
Понятное дело, строить не абы где и как - а на приподнятом, относительно существующего берега - берегу литоринового моря(2-5 тысяч лет до того оно ту плескалось)
Само собой разумеется, что к усадьбе нужно будет как-то добираться. Значит нужна -дорога.
Вот так и родилась традиция наделять "дачами" во всяких неудобьях, с последующим строительством туда дорог!
От самых простых , до самых современных. Как и случилось с этой самой - Петергофской.
Из всех участков Петр "нарезал себе любимому" аж 4 штуки, не ограничиваясь при этом сотней саженей.
Ещё раз - умён был батюшка Петр! Знал, что - воруют, а потому, через равные промежутки типа - "заставы" небольшие предполагал..не-не...только - камни! Все, кто ехал в будущую столицу были обязаны камни с собой везти! (ага, знаем мы эти ... заставы И камушки на дорогу!).

Самый известный из участков них сегодня, разумеется - Петергоф. Чуточку отстаёт от него Стрельна со своим "Дворцом конгрессов", более известном как "Константиновский".
Ну. а Лигово знают, пожалуй только местные жители, да и те, которые в южной части Питера живут.
Четвертый участок, каюсь, прослушал. Исходя из расположения "императорских участков" через 10 км, он должен быть где-то у Фонтанки.
Верноподданным своим, опять-таки, не всем досталось по "сотке". Светлейшему торговцу пирожками с рыбой, князю Александру Даниловичу, явно больше, но за то и явно дальше! От столицы. Но гораздо ближе к императорской резиденции, которая Петергоф. "Северный Версаль" по мысли царя-плотника.
(ага, "светлейший-то был сосем не дурак. И предполагал, что товар с Котлина острова(ноне там г. Кронштадт) аккурат через его участок и повезут. А тут - таможня!!! И все опции к ней)
Загородные "дачи" выполняли две функции. Самая главная, пожалуй - санитарная. Канализации в Петербурге, как таковой не было, а потому летом в городе было ужасно и двор съезжал в благостные места - в леса, на природу... За ним, естественно, полагалось выезжать и придворным сановникам, чиновникам, а с ними и прочему, причастному к делопроизводству люду. Кто-то имел свою резиденцию, кто-то снимал дачи или углы в них.
Вот так и зародилась в Питере традиция - на лето уезжать из города. Что даже нашло отражение в литературе.

Более подробно по усадьбам можно посмотреть здесь



Самое известное на сегодня из сохранившихся зданий - усадьба Екатерины Романовны Дашковой, Первого Президента Российской Академии наук. Подруги и сподвижницы Екатерины II

Это - знаменитая "Подкова" или - Дворец бракосочетания Кировского района.
Открыть оригинал изображения (1364x878, 1.52 Мб)

В годы войны, всем усадьбам, не снесенным ветром революции и новой массовой застройки, досталось весьма и весьма крепко. Практически все они были разрушены. Многие насовсем.
Некоторые восстановлены как были, некоторые с серьезными изменениями.Вплоть до смены предназначения. Так, на одном из фундаментов увеселительного при усадьбе дома, выстроили...храм.
Понятное дело, дворец Петра ( а по некоторым слухам - шведского губернатора провинции Ингерманландия) восстановили по чертежам.
Редактировано: 19 апреля 2021

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи