Армейские байки
Поскольку мой лучший друг как раз в это время вначале строил, а потом "бдительно охранял и стойко оборонял" аккурат
эти шпалы и рельсы ... По возвращении неоднократно приговаривал, что мог бы надиктовать продолжение к бессмертному
роману "Как закалялась сталь".
Не знаю, не знаю. Из озвученных его воспоминаний в текст нового бестселлера могли войти только отдельные слова, междометтия
и предлоги "а" , "на" "в"... Слово "мать", от частого употребления, навевало воспоминания о другом произведении из школьной программы.
Осенью 1974 года во Владивостоке готовились к встрече лидеров двух сверхдержав - Героя Соцтруда, Героя Советского Союза, Генерального секретаря ЦК КПСС (и пр. пр.) Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда.
Для посадки тяжелого президентского борта №001 подходил военный аэродром Воздвиженка близ Уссурийска.
Поэтому все местные военные летательные аппараты, которые могли взлететь, разбросали по соседним братским полкам.
Обозначился маршрут, по которому, предполагалось, проедет Форд: аэродром Воздвиженка - пригород Владивостока.
На всех улицах маршрута сносили покосившиеся халупы, бараки и времянки, строили дороги.
Что было жалко ломать - закрывали щитами и заборами. Некоторым счастливчикам повезло - они из бараков переехали в новое в нормальное жилье. (По гроб жизни благодарны Форду! ;-))
А что делать с вездесущими американскими шпиёнами? Ведь они же перефотографируют из президентского картежа всю военную технику Приморья.
Не бывать этому! Из Воздвиженки ударными темпами проложили ж.д. одноколейку для спецпоезда. Но все равно местами просматривались запретные объекты. Тогда решили вдоль дороги высадить сплошную сосновую лесополосу. На дворе ноябрь, морозец. Помучались, высадили по ботаническим правилам несколько сосен, привезенных из тайги. Прикинули, такими темпами не успеть. И тут инициативу взял на себя один рискованный офицер. За определенное количество децилитров спирта арендовали у местных связистов два ГАЗ-66 с бурами и несколько бензопил. Дело пошло как по маслу: чик - лунка готова, чик - вошла спиленная по корешок сосенка. Даже землю присыпать не надо. Вбили клинья, чтобы дерево не упало, для надежности подлили водичку в ямку, и через два-три часа замерзло, стоит сосна намертво.
23 ноября прилетел президент США, пощелкали его фотографы пустые капониры. Сели в поезд, а кругом тайга-тайга, сплошные сосны. Встретились Брежнев с Фордом, научил его Леонид Ильич целоваться в засос, подарил соболью шубу, поговорили об ограничении наступательных вооружений (ОСВ-2). Подписание договора намечалось на 1977 год, однако этого не произошло из-за появления в США крылатых ракет. Да и Джеральда Форда на второй срок американцы за такое поведение не переизбрали. А приморцы долго думали, чего это именно к ним прилетал президент США. Ходили слухи, что сам Форд или его ближайшие родственники имели какое-то отношение к Приморью. Якобы его отцу принадлежал фанерный завод... отец Форда погиб в Приморье во время интервенции и похоронен здесь. Появились дети и внуки лейтенанта Форда : В общем полный бред!
Прошла зима, затем весна. Стройные сосенки уполовинили свой перпендикуляр к поверхности, часть деревьев упало поперёк железной дороги. Шпалы и ржавые рельсы постепенно растащили. К лету зеленый хвойный коридор стал желтым. Жизнерадостная местная детвора регулярно устраивала ночные пионерские костры. Все что осталось, к осени жильцы халуп распилили на дрова. Не осталось о приезде Форда и следа.
Не угасли традиции дизайнеров потемкинских деревень, через десять лет весной 85-го в Спасске-Дальнем ответственно готовились уже к приезду северокорейской делегации.
Но это уже другая история ...
А вот и она:
От себя добавлю, занимались подготовкой персонально генералы армии Третьяк И.М. и Язов Д.Т (один ком.войсками ДВ, второй ком.ДВО), которые на месяц превратили 219-й ОДРАП в 'строительный отряд' по случаю подготовки аэродрома и гарнизона к прилету корейцев на Миг-21. Под их личным и ежедневным руководством мы 'ответственно' готовились встретить делегацию к 40-летию Победы. Одним из объектов, созданных 1АЭ, было белокаменное здание КПП на въезде в аэродром. Один день я, тогда ещё молодой лейтенант, работал в паре с генерал-майором, заместителем командующего 30ВА по тылу, (фамилию его забыл). Мы помогали 'утюжить' железобетонной плитой поле возле подземного КП. Генерал персонально отвечал перед Третьяком за ровность этого участка. Таскал плиту на тракторе солдат-срочник, а перецеплял трос на одном конца поля - генерал, а на другом -я. Правда, чтобы не запятнать мундир, генерал вскоре разделся до пояса, я - тоже. Самый довольный был боец на тракторе, такая честь! А ещё кружил над гарнизоном и следил за ходом работ вертолет командующего Ми-8, периодически садился, из него выскакивал адъютант со свитой и устраивал разгон :
Зато как преобразился местный ландшафт! Деревья высажены, отбелены, травка рулонами из тайги привезена (не взирая на энцефалитных клещей) и раскатана, желтенький песочек, откосы дорог вымерены транспортиром. Вернувшиеся офицеры из отпуска, приехав на такси в Хвалынку, долго не отпускали такси - не узнавали свой родной гарнизон! Событие времен 'потёмкинских деревень', ждёт своего литератора. Вскоре один из главных героев этого события стал командующим ПВО, другой возглавил МО.
С "форумавиа"©