Кратенько, по церквам...
В калиточке , ведущей во двор синагоги, происходил легкий шмон, посредством заглядывания женщинам в сумочки, а мужикам - просто проведением сканером по ... ну, кому - куда достанется. Разумно.
Зная о тех мерах безопасности, которые имеются еврейском государстве, местные "меры" были минимальными. В "прихожей" сразу в уши бросилась заунывная музыка, извлекаемая тремя музыкантами на постаменте. Некоторую сутолоку и бестолковку создавала группа экскурсантов, подтянувшаяся из туристического автобуса. Они толпились и совещались, ожидая подачи знаний и наплыва эмоций. Женщина - предводитель быстро "определилась на местности" и повлекла неорганизованный строй в венчальный зал, куда их послала барышня с микрофоном, руководившая потоками любознательных, не состоявших в отношениях с местным раввином. Тут я замешкался. Согласно русского обычая, в церкви принято снимать шапку. В синагоге и мечети, вроде бы - нет. Решение было мудрым, как у Соломона - снять! Ибо у нас , в помещениях, завсегда без шапки. Правда, в синагоге, кажется, положено такую шапочку смешную на голову надевать - кипа называется. Даже ящичек такой при входе есть, на котором указано - "Просьба возвращать кипу".
Но нету их там. Видать "на память" разобрали... Пошли в зал, как есть. Тут , согласно расписания, шел клуб находчивых. Из зала спрашивали, а раввин отвечал.Тонкости отлучения от еврейского сообщества меня не беспокоили, и я просто ходил и глазел. Красивое, однако, помещение. Простенько, но со вкусом - как говорят в кино.
Пока мы забирались на второй этаж, ребе свои "проповеди" закончил и на его место пришел совсем другой человек, понятное дело - тоже в кипе. К сожалению, на втором этаже было плохо слышно. Звукооператору местному надо было бы "ревербератор" отключить...А вот свободных скамеек красного дерева было множество. В отличие от первого этажа. Посидели, послушали. Про историю строительства ( кратко) про то, что синагога, на самом деле -это просто собрание кворума. А кворум - 10 человек. Вероятно, из-за гулкого эха, я так и не понял разницу между сефардами и ашкенази. Вроде бы одни - которые восточнее, а другие..хм.. а другие, тоже восточнее. Но как-то из другой точки отмериваются. Ясно только одно - наша синагога построена в восточном стиле. Сильно смахивает на ... мечеть. Пошли бродить дальше. Двери -то "открыты"
Заглянул в библиотеку.
К началу рассказа о тонкостях еврейского венчания опоздали. Ведущая повествование девушка уже уточняла процедуру опознания. Суть которой состоит в том, что жениху разрешается поднять занавеску, называемую - фата и убедиться в том, что берет он в жены именно то, что выбрал. Да. А потом, занавеску снова опускают и он идет подписывать документы. В дальнейшем, это место некий молодой человек попросил пояснить - не было ли случаев, что пока он там бумажки читал и подписывал, невесту ем подменили? Ведущая рассказ барышня впала в глубокую задумчивость, переходящую в легкую панику. К такому вопросу она была явно не готова. Но это позже, а пока она бойко рассказывал о том, что "молодые" , томятся голодом ибо - нельзя! Традиция не позволяет вкушать в присутствии...
Так и осталась нераскрытой тема кресла под альковом. Придется, видимо, в следующий раз идти.
Когда двери откроются...
Может чего и "кошерного" прикупить. Благо, соответствующий магазин тут, слева от входа. А если пройти вдоль "Стены плача", фотография которой висит тут же, то можно зайти и в подвальчик, где кошеный -жеж ресторанчик. Скушать, что -то экзотическое.
"Усталые но довольные..." побрели обратно к каналу имени Грибоедова А.эС. где нас ожидала машинка. Заблудиться в центре нашего города - проще чем кофе выпить из кофемашины! Но я был тверд! И верно вырулил в ту сторону, куда хотел! При скачках по рельсам улицы Садовой, тестю пришло в голову , что надо посетить Никольский собор. По двум причинам. Потому, что он - таки морской офицер, хотя и отставленный, а еще, потому - что уж очень красиво "Никола" сверкал куполами на солнышке.
"Туземцы" повели меня в садик. Я , устало, махнул рукой...
Ненаглядная впала в состояние, когда "с Трандычихой лучше не спорить, потому что , если Трандычиху задеть..." ©
Прохода из садика, который Никольский к собору имени своего имени - нет!
Двигаясь в кильватере двух мателотов, делаю поворот овершатг. И описав полукоордонант , выхожу на просторы проспекта имени композитора Римского тире Корсакова Хотя тут, уместней было бы инициалы и профессию именователя поменять! С Николая Андреича на Воина Андреича. Морская все ж площадь! и Контр -адмиралЪ тут уместней чем его брат. Справа по борту проплывает памятник погибшим морякам. Тесть что-то бубнит про Севастополь. Ну, есть там похожий, по содержанию. Тоже орел на стелле сидит.
хм. А я этого орла и не приметил.Сколько раз мимо ездил.
Новый поворот, теперь - фордевинд и, косыми галсами, хромаю к входу на церковную территорию по Крюкову каналу. Ух ты!!! И этот разбушевался!!! Очнись, мелкий! Где ты и где наводнение!!! Понятное дело, Никольская церковь, красива и внушительны. А на воротах - якоря. Как на решетке Летнего сада, который в Кронштадте. Сразу понятно - моряцкая тема. А сразу , при входе - колокольня. Ну, прям - Иван Великий!
А справа, такой маленький садик. А в нем, между скамейками колокол стоит. Запасной, наверное... А может в него нынешний Патриарх позванивал, когда настоятелем в соборе служил... Кто их знает, этих былинных богатырей -то... А вот и сам собор с центрального, так сказать входа. С Крюкова канала. Но если кто с другой стороны, то сразу скажу вам - можно! Можно и с противоположной стороны не только зайти , но и заехать в ворота. И вот туда -то я увел своих сопротивлявшихся спутников. Я -то сразу заметил эти открытые ворота, так нет жеж...им, женщинам, не перечь! Они, женщины, все на свете знают Лучше, глубже и подробней. А в соборе, как и во многих других наших храмах, фотографировать, почему -то, запрещено. Странно. пол-Европы отщелкали, а тут - фигвам, индейская избушка... Сам собор весь в золоте. И в темноте. Окна-то на втором этаже, а тут - только скупые "лампадки", да свечки. Да еще цепи, перегораживают проход к алтарю. На цепях таблички - вход только для ... запамятовал, для кого. Для молящихся или для верующих... Так и хочется письмо написать патриарху: батюшко Алексей, что за дела? Пошто в твоем, батюшка, бывшем храме, такое понуждение и ограничивание?
А описанное вами, думаю, местечковое самоуправство! Это в каждом храме есть - так уж там принято - где-то без платка нельзя и без юбки (что касаемо женщин), где-то это можно, но в 6 вечера уже воды святой не выпросишь... И т.д. и т.п... Что сказать - отношусь к этому спокойно, чего и вам желаю, Господь им судья, они то это знать должны, как никто другой, и спросится с них в первую очередь, не сомневайтесь!
А рассказ как всегда познавателен, спасибо.