НЕЗАГРАНИЦА-2. Лангинкоски .
По дороге в Котку заезжаем на императорскую дачу в
Лангинкоски .
Место для отдыха батюшки – царя выбрано просто
гениально!
Устье реки Кюми-йоки бурное, каменистое.
Со многими порогами.
Река несется с бешеной скоростью, вспенивается, бурлит. Именно такие реки и
любит сладкая рыба – форель. А ловить эту рыбу очень любил император – миротворец Александр III.
Метрах в трехстах от устья река спокойна и величава
Затем - ускоряется
И вот вам - извольте !
Первое посещение Александром III порога на реке Кюми произошло еще в бытность его наследником престола 15 июля 1880 г. Александру Александровичу было тогда 35 лет. Вместе со своей молодой супругой, Марией Феодоровной, урожденной датской принцессой Дагмарой, они прибыли на военном корабле из Санкт-Петербурга в Котку, где их встречал русский купец и, как бы сказали сейчас, инспектор рыбнадзора Сергей Дружинин. Он-то и отвез наследственную чету на лошадях к известному месту ловли форели — порогу Лангинкоски. Александр с большим интересом наблюдал за рыбаками и весьма обрадовался, когда те, выловив пять больших рыбин, подарили их ему. В благодарность будущий Император одарил каждого из рыбаков пятью рублями «на чай». В свою очередь на местных жителей визит также произвел впечатление — в память о нем они решили укрепить на краю порога медную табличку. Табличка эта, на которой было написано
15 июля 1880 г. Наследник Короны государства с супругой провели здесь день
провисела до 1917 года, после чего таинственным образом исчезла.
В Лангинкоски, кроме богатой форелью реки, ко времени первого посещения Александром ІІІ этих мест существовала также православная часовня. Ее построили монахи Валаамского монастыря, получившие в дар от Императора Павла I в 1790-х годах исключительное право на рыбную ловлю на двух порогах р. Кюми: Лангинкоски и Сиикакоски. Часовня на пороге Лангинкоски существует до настоящего времени.
Ловля форели приносила большой доход монастырю, поскольку в расположенном рядом городе Котка находился русский гарнизон (граница между Швецией и Россией проходила в то время как раз по р. Кюми). После присоединения Финляндии к России в 1809 г. граница со Швецией была отнесена далеко на запад и надобность в гарнизоне в Котке отпала, за отсутствием сбыта в упадок пришел и монастырский промысел. В момент посещения Александром III Лангинкоски часовня стояла заброшенной посреди девственного леса. В то время, как и сейчас ее украшали иконы святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая — святых покровителей Императоров правящей российской династии Романовых. Это произвело впечатление на будущего Императора, и он сказал уезжая: «Я сюда обязательно вернусь».
И он вернулся, через 4 года . И делал это не один раз. Историки насчитали 30 поездок Императора за последующие 10 лет.
В 1888 году для него был построен «рыбацкий домик», куда «СанСаныч» приезжал с семьей на несколько дней. Эта «царская изба» ( keisarihuvihuone) совсем не похожа на другие загородные резиденции императоров России. Полностью деревянная, с деревянной - же мебелью, сохранившейся с давних пор.
Рассказывают, что после революции мебель частично разошлась по всей Финляндии, а императорская кровать была обнаружена в покоях Президента Финляндии Урхо Кекконена.. Его спросили, не хочет ли он вернуть историческую кровать в создаваемый музей, на что Кекконен разгневался и кровать не отдал. Только после смены руководства Финляндии кровать вернулась на «исходную позицию».
Батюшка – царь, по преданию, приезжая в эти дикие места, «рассупонивался» и вел образ жизни обычного своего подданного. Рубил дрова, топил камин, мастерил что-то по плотницкой части . Его супруга, Мария Федорвона, поддерживал его в этих начинаниях, варила уху и вообще.. рукодельничала.
Разумеется, ловить рыбу в окрестностях «дачи» категорически запрещалось. Но, мы же помним про специфический способ исполнения наших законов. Как-то раз, одеты простецки, Государь, прогуливался вдоль реки и обнаружил рыбака, торчавшего с дочкой.
Разговорились (рыбаки –же! ) в процессе , царь возьми да и спроси – а чем занимается данный человек. Тот. гордо отвечал, что он местный егерь, - а ты чем занимаешься?
-Да, вот, на престоле сижу, Император я.
- Тоже неплохое занятие, - согласился егерь.
В день нашего приезда, музей уже был закрыт, не помню, или на «зимние каникулы», или по какому случаю. Тут уж ничего не поделаешь, поскольку восстановлен он и содержится силами и средствами местной муниципальной, как бы сказали у нас, коммуны. Наши люди, как могут принимают участие в этом - по информации с финского сайта, Лангинкоски за год посещают 20 тысяч туристов. При входном билете в «избу» 5 евро со взрослого и 2 евро с ребенка, сумма набегает приличная. Рыбацкие коттеджи на противоположном берегу реки, надо полгать, пустыми не остаются.
Впрочем, что считать деньги в чужом кармане? Спасибо финнам, что вообще восстановили это прекраснейший уголок нашей совместной истории. И продолжают вкладывать в него. Уже к Первомаю они планируют отремонтировать кровлю и уличную террасу, расширить территорию у расположенного тут же домика привратника и построить кафе на 50 мест .
Мы походили по окрестностям минут тридцать. А можно было и еще столько же.. и еще…Ведь - как бежит река…ну и далее , по тексту.
А на этом боковом протоке я бы сидел и сидел ...
Однако, сильно хотелось кушать, а сделать это можно было только в Котке.
Куда нас и повезли .
Посмотреть на внутренне содержание царской избы можно здесь
http://blogs.klerk.ru/images/blogs/13501211825056.jpg