Краков - Вавель
Нет, на самом деле, картина этого оборонительно — дворцового комплекса впечатляет. В первый день приезда в Краков, мы только посмотрели на всю это мощь и красоту издалека. Решив, что торопиться не надо и этому замку нужно отдать должное. Пол-дня, как минимум. С этой минуты, сколько бы раз нас не выносили ноги к краснокаменным стенам, мы только ахали, щелкали затворами «цифирцек» и ныряли обратно в кривые улочки старого города.
Откладывать поход в Вавель до бесконечности было нельзя, поскольку не было ее в распоряжнии, этой бесконечности. Укрепившись в воле, зарядивши технику, пошли на приступ!
Посокольку Вавель выстроен на холме, то к воротам крепости идет довольно крутая дорога. В самом ее начале одетые в национальные костюмы, два пожилых поляка «гарно спiвали» хвалебную песню Вавелю, не забывая, время от времени, показывать рукой на тарелочку для пожертвований. Пару злотых и мы им отсыпали.
Стена, вдоль которой идет дорога к воротам, украшена каким-то белыми пятнами, типа больших камней. Так показалось мне издалека. Да я и не присматривался и, только потом, узнал, что это — памятные таблички. На них написаны имена организаций и частных лиц, жертвовавших деньги на ремонт крепости, имевший быть несколько лет назад.
У входа в крепость, непременный памятник. На коне. Кто таков, не помню.
В самой крепости имеются для осмотра:
- еще не позеленевшая скульптура папы Иоана Павла Второго. Сразу при входе, справа.
- Кафедральный костел, в котором короновались польские короли.
Кажется, даже после переноса столицы в Варшаву.
- внутренний двор с фундаментом древней постройки, неизвестного назначения.
- ворота, ведущие во внутренний («итальянский» я бы сказал) двор.
-крепостная стена, закрывающая вид на Вислу, если смотреть от входа в Вавель и открывающая великолепный вид на … Вислу, если выйти на смотровую площадку.
- Какие-то , мрачного вида, хозяйственные постройки.
- совершенно определенного назначения хозяйственные постройки
справа от входа ( слева от Папы) — кассы.
Кафедральный собор, сразу скажу, впечатляет своими размерами и сложной архитектурой. Боковыми пристройками, скульптурами над ними и искривленными в разных плоскостях крышами. Глядя на него можно поверить, что если архитектура -это застывшая музыка, то Вавельский костел - опера «Порги и Бесс». Композитора Жоры Гершвина! Такой он ..синкопированный и , вместе с тем, отчетливо проводящий главную мелодию … Ну эту самую: та-та-та-ааа, та-тат -та-тат-татттта.... Ну вы ж ее знаете, «Летнее время». Или «Колыбельная»... кажется... Там еще так саксофон дудит и мужик томным голосом: Саммер Тайм...
Так, о чем я?
Если пройти справа, вдоль ах, какой застывшей музыки,
то, через ворота попадем в Италию.
Ну , такой Патио.
По диагонали от входных ворот, через площадь, вход в Королевские Покои . Там еще и выставка оружия.
Чтобы не ронять впечатления от Вавеля в целом, мы туда не пошли. Сами понимаете, после Питерских дворцов... ну что мы ТАМ могли увидеть?
А вот в костел пошли. Сразу скажу, что нам повезло с датой посещения. Еще мало туристов. Летом, говорят , нужно очередь занимать пораньше, поскольку количество билетов, продаваемых на посещение костела, ограничено и цифирьки эти светятся справа на табло, как войдешь в кассу. Сколько осталось продать.
Поелику вокруг кассового окна никакой информации на русском мы не нашли, то - сглупили. Не разобрались что «покои» в смысле места жительства и «покой», место захоронения суть — разные вещи.
Как раз «покой» - в костеле и мы туда, немного хотели, сходить. А так, нам только на колокольню разрешили. Ну и сам костел, разумеется. Описывать внутреннюю красоту не стану. Если кто , тогда — отдельно. А так, как «обычно», много золотых фигур, скамеек, орган над входом... По правую и левую стороны — отдельные мини-костелы, посвященные каким-то польским благоверным или, даже, святым.
Движение в костеле, по часовой стрелке. Можно, конечно и самостоятельно, но нам не свезло. Запущены были две толпы школьников. И мы, как-то, все от них пытались отделиться. Попутно, случайно прибились к группе с гидом на русском языке, но школьники со своим польским лектором, дело портили. Нет, ни вели себя тихо, мирно...но их было много и они были.. дети ...
Да, значит походили мы по центральному нефу, почитали всяческие «помники» на с столбах. Полюбовались бюстами или только головами разных выдающихся поляков (надо же, сколько их было!) И почти пришли к выходу, но опомнились, что там, слева ( на «десять часов») есть какой-то спуск в подземелье. Пошли, спустились. Опять там, значит что-то от Мицкевича, кусочек от Шопена и еще кого-то... Такие каменные усыпальницы. Интересно.
На сколько частей надо было разделить ...ну ладно, не будем...
Что-то умопомрачительное находится позади иконостаса, («двенадцать часов»).
На «три часа» стеклянный куб, а в нем — пояс святой Ядвиги ( если правильно помню).
Эта Ясечка, была женой короля Сигизмунда III и ее безмерно в Польше уважают. За разные добрые дела и сердечность. Пояс кожаный, темный, видимо от старости. Ему лет триста!
С выхода, на «пол-пятого», вспомнили, что не забирались на колокольню. Вернулись на «девять часов» и через боковую дверь вышли к подножью колокольни.
Ого-го! Я уже говорил, если кто-то не понимает значения модного слова «круто», поезжайте в Краков и попробуйте возойти на эту колокольню.Вот где КРУТО!!!! По-настоящему! И высоко!
Колокола висят в три яруса. Самый большой «Зигмунт», выше всех.
Про бестолковость европейцев, раскачивающих многотонный колокол вместо «била» я уже писал. Думаю, чтобы ударить «во все колокола», надо человек двадцать загнать туда! Да и то, не уверен, что они справятся.
Панорама с колокольни — чудесная. Тот-то австрияки, а потом и немчура в Вавеле свои гарнизоны держали! И Краков как на ладони и Висла с ее загибами и Заречьем, которое Казимежем зовется, как на ладони. Ага! А справа , по реке, стая лебедей пасется.Запомнили. Назавтра, чтобы не с пустыми руками прийти.
Поглазели, поохали...а тут толпа японцев подвалила. А может и китайцев...По случаю тесноты, пришлось «помещение» освобождать. Потопали вниз По такой же узкой и крутой лесенке. Но вниз-то, полегче будет.
Если верить путеводителю, то у подножья холма можно обнаружить Огнедышащего Дракона. Каждые пять минут он извергает пламя...Враки! Мы минут двадцать стояли рядом с этим железным монстрой, но не извергал! Может это мы ему не нравились? Потому, что когда мы стояли на смотровой площадке крепости, то именно вырвавшийся факел и визг разбегавшихся детишек и привлек внимание к Дракону.
Сдается мне, что тут, как ив Петергофе, сидит како мужичок при педальке. И, собрав толпу храбрецов, пугает их. А нас он сразу распознал - эти в курсе!
Такое было и в Петергофе. Гуляли осенью под каким-то грЫбочком. Никаких эффектов, а когда туда же подвалила толпа японцев...вот тут их и облили. "От всей души". (ц) К всеобщему восторгу. Которым не досталось.
Надо сказать, что пока мы не купили книжку "Краков" мы не совсем понимали, отчего в сувенирных лавочках так много зеленых дракошек. Оказалось, что тут - целая история.
Давно это было. В холме была пещера, а в ней спал Дракон.
Неосторожными действиями его разбудили и он начал бесчинствовать - пожирать все что движется.Дальше, свидетели расходятся в показаниях. Одни говорят, что Дракона победил сапожник, другие - что местный князь, а третьи - знахарь. Чаще всего в показаниях присутствует сера и смола, зашитые в кожу барана (овцы, ягненка). Дракон, с дуру или сослепу, проглотил приманку и стал ужасно страдать. У него все внутри горело! И он стал пить воду, пока не лопнул.
Говорят, что именно по имени хитреца и был назван Краков.Вот только и тут - не стыковка. Одни говорят, что имя было Кракус, другие - Крак, а третьи, вообще голосуют за парнишику по имени Скуба.
ЧТо с них возьмешь! Одно слово - свидетели!