Поиск Написать

На российский рынок онлайн-бухгалтерий надвигается ж... (зачеркнуто) шторм

Какая-то подозрительная движуха начинается рынке онлайн-бухгалтерий: 1C покупает долю в "Мегаплане", "Мое дело" привлекает миллионные инвестиции, 1С (опять же) активизирует протискивание в "облака" своего "предприятия" и "бухгалтерии". Но самое интересное впереди...



На прошлой неделе стало известно о привлечении онлайн-сервисом “Мое дело” инвестиций в размере четырех миллионов долларов. Огромные деньги, если вспомнить о том, что сервис этот насчитывает неполных три года. Вариантов вложения полученных ресурсов может быть масса — поговорите с любым начинающим бизнесменом и он вам это подтвердит. В самом “Моем деле” осторожно говорят о том, что хотят потратить деньги на развитие продуктов и “увеличение уровня безопасности”. Казалось бы, классический пример успешного стартапа, дальше только светлое будущее. Однако все идет к тому, что без инвестиций подобного масштаба стартап имел бы все шансы не пережить следующий год. И это не преувеличение.

Чтобы во всем разобраться, давайте взглянем на российский рынок онлайн-бухгалтерий. Хотя правильнее его будет назвать “онлайн-бухгалтерий”. На сегодняшний день основными игроками на нем являются “Мое дело” и “Эльба”, которые, по сути, являются чем угодно, но только не бухгалтериями. Просто потому, что бухгалтерского учета в них нет.

Что “Мое дело”, что “Эльба” работают с индивидуальными предпринимателями и компаниями на упрощенной системе налогообложения. Они позволяют им формировать первичные документы, готовить и сдавать отчетность. Есть еще приятные “плюшки” в виде консультаций, расчет налогов и прочих бонусов, но по сути — это всё. Обладая продуманным и удобным интерфейсом, сервисы действительно стали спасением для тысяч компаний и предпринимателей. На традиционный бухгалтерский учет они не замахивались, все были счастливы, но в 2013 году этой идиллии придет конец.

Как обычно бывает в таких случаях, вмешалось государство. Оно подготовило целый ряд изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, которые вступят в силу 1 января 2013 года. Среди основных отметим отмену обязательного применения унифицированных форм первичных документов (теперь каждая компания может использовать свои формы, лишь бы они устраивали партнеров), появилось понятие “международные стандарты”, убираются различия между налоговым и бухгалтерским учетами. Но главное, в нашем случае, бухгалтерский учет теперь становится обязательным для предприятий на упрощенной системе налогообложения. И этот пункт отрезает от “Моего дела” и “Эльбы”, подозреваем, больше половины клиентской базы.

И первый, и второй сейчас вынуждены решать нетривиальную задачу. Надо или смириться с потерей солидного куска пользователей (и, как следствие, денег), или взяться за создание, по сути, нового сервиса, в котором бы был прописан бухгалтерский учет. Проблема в том, что мало создать такой сервис. Надо еще убедить пользователей начать работу в нем, а это будет, как минимум, не просто, так как требует от них — пользователей — каких-то бухгалтерских знаний. Для решений, фирменным знаком которых является легкость освоения, задача становится совсем нетривиальной.

И теперь мы возвращаемся к тому, с чего начали. Сервис “Мое дело” привлек инвестиции в размере 4 миллионов долларов, которые пойдут на развитие продуктов. Вот только теперь эта новость выглядит уже несколько иначе. Остается лишь пожелать удачи разработчикам — работу им предстоит провести гигантскую.

А что остальные? Наиболее заметными “другими” онлайн-бухгалтериями являются “Бухсофт” и "Инфин" (да-да, я патриот ) ). И у первого, и у второго с изменениями 2013-го года все проще, так как они изначально ориентировались именно на полноценный бухгалтерский учет. Для этих команд следующий год станет Годом возможностей — перетряхивание рынка вызовет однозначное перераспределение долей и тут для них есть новые возможности.

Но самое главное, эти возможности открываются для мастодонта под названием “1С”. Вползая на новый для себя рынок, он очень удачно выгадал момент. Настолько удачно, что даже задумаешься.
Настроение: думаю думаю
Теги: офисное размышлизмы

Комментарии:
Настолько удачно, что даже задумаешься.
Отличный текст и, на мой взгляд, правильные выводы
Спасибо, очень полезная информация.
Будем следить за развитием событий....
убираются различия между налоговым и бухгалтерским учетами.
Можно узнать, Вы вот это где видели? Ну кроме заявлений наших чиновников? Главу 25 НК что ли отменили?
Я уже не говорю о том, что убрать различия при УСН невозможно в принципе.
Над.К, меня эта фраза тоже зацепила, но я решила не углубляться, а порадоваться пока я подумаю об этом завтра как Скарлет
Инвестировано 4 млн. долл., то есть 120 млн. рублей.
При нормальном бизнесе деньги за 3 года должны вернуться, но берем 5 лет.
В год надо получать прибыль 120 млн./ 5 х 2 (на 2 умножаю, так как инвестор предположим владеет примерно половиной капитала, раз говорится, что контроль оставлен за прежними инвесторами) - 48 млн. руб.
При отличнейшей рентабельности в нашем бизнесе в 30% получается, что себестоимость должна быть: 48 млн. / 30 х 100 = 160 млн. руб.
Выручка должна быть 48 млн. + 160 млн. = 208 млн. руб. в год.
Теперь очень важный показатель - средняя цена чека в год. Чтобы быть новому сервису конкурентоспособным цена должна быть соизмерима с ценой конкурентов. Здесь кончено самый спорный момент, но я предложу свои цифры исходя из опыта. Он у меня есть
Три категории клиентов - ИП без работников, ИП с работниками, Организации. Пока берем без консалтиноговых услуг, просто за программу.
Ип без работников сдает декларацию УСН, как правило 6%, платит 1 раз в год страховые взносы в ПФР. Не нуждается в электронной отчетности, ему нужно лишь счета выставлять и некоторым (20-40% от общего числа еще и складской учет). Стоимость у МД - свыше 6 тыс. рублей, у Бухсофта 2900, у других не знаю, но если будет больше, чем 3000, то ИП рассмотрит вариант офлайн программ, которые за эти деньги можно купить 1 раз на все года. Поэтому берем здесь цифру 3000 рублей в год.
ИП с работниками и организации. Надо учитывать, что здесь уже надо иметь дело с бухгалтером (кроме тех случаев, когда Мое дело оказывает услугу по ведению учета сам за другие деньги). Средняя цена чека по рынку бухгалтерских программ очень разная. От 3000 рублей до бесконечности. Но важно понимать, что у Мое дело мало аргументов, чтобы убедить бухгалтера платить за Мое дело, а не за 1С или иную программу, к которой он давно привык. Рентабельность в конкуренции с 1С 30% - это наивно но продолжим Прибавим сюда электронную отчетность (далеко не все используют) и получается средний чек - 7-10 тыс в год. По электронной отчетности учтем, что Мое дело за каждого клиента заплатит с этой суммы спецоператору.
В общем взвесив все сказанное и настроившись только на оптимизм, по всем категориям возьмем средний чек 5000 рублей. Он может быть и выше, но тогда конкуренты просто вообще не пустят на рынок .
Теперь консалтинговые услуги. По ним средний чек тоже может быть самым разным. Но я предлагаю вообще не рассматривать этот пункт по той причине, что в качестве конкурента у сервиса Мое дело будет бухгалтер. Часто бухгалтеры выполняют эти услуги по знакомству, за спасибо, за еду. Безусловно многие зарабатывают на этом, но поверьте - не много. Сколько раз 1С облизывался на рынок консалтинговых услуг, но так и не решался, потому что там не понятно чего больше, прибыли и убытков. 1С умеет считать деньги (кстати может поэтому и не купил Мое дело ). В общем этот вид услуг позволяет кормить своих сотрудников, но в долгосрочной перспективе дороже не получается. По настоящему рынок консалтинговых услуг является прибыльным только для крупного и среднего бизнеса, но консалтинг Мое дело им не интересен.
Итак, подводим итоги. Чтобы инвестор вернул свои деньги через 5 лет надо в год иметь 208 млн / 5 тыс (средний чек) = 41 600 клиентов.
Учитывая, что это средний показатель, и у Мое дело сейчас и 10 тыс. нет (по моим оценкам 4-5 тыс реальных, может и того меньше), то все время, пока не наберется свыше 40 тыс клиентов горизонт инвестирования будет сильно увеличиваться, так как надо компенсировать ежедневно растущие убытки.
При расчете количества клиентов надо учитывать, что каждый год клиенты будут отваливаться. В ближайшие годы появятся новые игроки, с демпингом, со своими инвестиционными деньгами и идеями. Также будет эффект базы. Рост от 1000 клиентов до 2000 может пройти за год, а вот от 30 тыс до 40 тыс может идти 5 лет.

Все расчеты очень условны. Многое не учтено. Итак длинно получилось... Но для выводов основа есть .
Инвестиции - допинг, если успеешь победить всех пока он действует, то они сделаны не зря. А если не успеешь, то вместо триумфа ждет ломка прямо по ходу дистанции.
Все время ищу, где я ошибаюсь, поэтому и решил поделиться мыслями. Если я не ошибаюсь, то перспектива одна, начинать искать нового спонсора, который вольет уже 40 млн. долларов. .
Интересный анализ от BuhSoft ... время все расставит по местам а по теме - статья заставляет задуматься
Цитата:
Настолько удачно, что даже задумаешься.
Отличный текст и, на мой взгляд, правильные выводы
Спасибо Но тут все же очень запутанно. Есть слухи, что Klever так или иначе еще аффилирован с 1С, а это сильно все меняет.
Цитата:
убираются различия между налоговым и бухгалтерским учетами.
Можно узнать, Вы вот это где видели? Ну кроме заявлений наших чиновников? Главу 25 НК что ли отменили?
Я уже не говорю о том, что убрать различия при УСН невозможно в принципе.
Соглашусь, выразился не совсем корректно. На данном этапе речь идет о намерениях, хотя есть все основания предполагать, что к 1 января 2013 года они воплотятся в реальные нововведения. Думаю, в целом это хорошо.


МОСКВА, 9 фев - РИА Новости. Минфин России готов с 2013 года сократить перечень документов налогового учета, максимально сблизив этот вид учета с бухгалтерским, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на съезде РСПП в четверг.

«Мы максимально будем сближать налоговый и бухгалтерский учет, чтобы не было дублирования… Начиная с 2013 года, мы готовы будем предложить сокращенный перечень документов, который необходимо внести налогоплательщику, и максимально упростить налоговый учет, сблизив его с бухгалтерским», - сказал Силуанов.
хотя есть все основания предполагать, что к 1 января 2013 года они воплотятся в реальные нововведения.
Да ладно! Для этого надо полностью переписать часть вторую НК
Цитата:
хотя есть все основания предполагать, что к 1 января 2013 года они воплотятся в реальные нововведения.
Да ладно! Для этого надо полностью переписать часть вторую НК
Забьемся? 10 января 2013 года подведем итог Что ставим на кон?
InfinCo, извините, но я такими глупостями не занимаюсь
Вы похоже плохо себе представляете объем проблемы.
 

Подтвердите удаление записи