Прадо в Эрмитаже
Прекрасная выставка классической живописи, давненько к нам такая не приезжала. Фотографировать не разрешали (да нормально и не получилось бы), репродукции картин, о которых мне захотелось рассказать, я из сети понатаскала. Спасибо альбому, составленному pathfinder1960.
Многие картины известны по растиражированным репродукциям, но впечатляют не меньше от этого. Первым сюрпризом стала крошечная картина Рафаэля "Святое семейство" (флорентийский период).
+21
Не ожидала я, что "Семейство" такое маленькое (не миниатюра, конечно, но всё же). Очень уж монументальная композиция. Не знаю, применим ли к картинам термин "масштабируемость", но другого не подберу - картина одинаково хорошо будет смотреться на плакате вовсю стену и на почтовой марке. В комментариях на табличке написано "Мария помогает младенцу Христу сесть на ягнёнка", но я в детстве читала любопытную книгу "Флорентийские мадонны Рафаэля" (С.М.Стам), автор которой обосновывал иное звучание: мать пытается удержать сына от пути, который закончится крестными муками, о которых напоминает впечатляющее распятие Сурбарана с донатором (заказчиком, имя которого утрачено, несмотря на выложенную монету).
Интересный портрет Филиппа II работы Софонисбы Ангиссолы. Замечательной судьбы женщина, первая известная художница Возрождения, два года училась у Микеланджело, но, не зная наверняка, что картина принадлежит её кисти, я не смогла бы узнать её по стилю. Наверное, потому что в России картин авторства Ангиссолы нет, я впервые увидела их вживую. Комично рядом с ним смотрится тот же король в изображении Рубенса. Год 1630, короля к тому времени уже больше тридцати лет как не было среди живых.
Личность интереснейшая, репутация у него стараниями Шарля де Костера и многих других мрачная, но есть и другие мнения, отмечают, например, королевский трудоголизм.
Великолепен Эль Греко. Нам привезли знаменитейшие шедевры – "Несение креста",
"Портрет неизвестного",
"Святое Семейство".
Трогательна мадонна-ребёнок Мурильо. Богоматерь у него всегда очень юна, даже если изображено вознесение (как у нас в Эрмитаже).
Толстая Мария Медичи кисти Рубенса. На мой взгляд, портреты Рубенса гораздо интереснее изобильной плоти на работах, ставших притчею во языцах ("рубенсовские женщины").
Вкусные натюрморты Мелендеса - не этого художника раньше. По-крестьянски основательные - разнообразия еды мало, но кусок так кусок. Из серии "не ходи в музей голодным" ("Натюрморт с куском лосося, лимоном и тремя сосудами").
Принцессы и королевы времён и кисти Веласкеса производят впечатление очень несчастных. Если почитать биографии - неудивительно. Вот мать – Марианна Австрийская, жена Филиппа IY, портрет работы Веласкеса.
Инфанта Маргарита, прелестный ребёнок, главная героиня знаменитых "Менин" Веласкеса, выросла, вышла замуж за австрийского императора и после рождения шестого ребенка она умерла в возрасте 21-го года. Нам привезли портрет Маргариты работы Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо (не нашла ничего об этом художнике), официальный, но, что редко – женщина изображена в трауре (по отцу, Филиппу IY).
Родители Маргариты были дядей и племянницей, родственные браки Габсбургов привели к вырождению династии. Последний испанский король из них, Карл II, брат Маргариты, был инвалидом. Смотреть больно, даже изображёние верхом на коне-тяжеловозе не скрывает уродства (но портреты, где лицо короля изображено крупным планом – вообще ужас).
В годы формального правления Карла II, когда несчастный король был ребёнком, посольство России (тогда ещё Русского царства) в Испании возглавлял (1667-1668) Пётр Иванович Потёмкин, много ездивший по Европе, по службе у царя Алексея Михайловича налаживая дипломатические связи. На выставке можно полюбоваться его портретом кисти Хуана Карреньо де Миранда.
Карл II не имел потомства (хотя был дважды женат, очень любил первую жену), и после его смерти разгорелась война за испанское наследство, по результатам которой испанский престол заняли более-менее живенькие Бурбоны. Я обратила внимание на второе поколение королей из этой династии, портреты кисти Менгса: принц и принцесса Астурийские (титул испанских престолонаследников, как принцы Уэльские в Англии), Карлос и Мария-Луиза Пармская. Меня они заинтересовали как будущие король и королева, при которых работал Франсиско Гойя (только они были к тому старше, Мария-Луиза на полотнах Гойи – настоящая баба-яга). Их потом Наполеон скинул.
Гойя хорош весь. Парадный рожёр короля Фердинанда VII, вернувшегося на трон после поражения Наполеона и основавшего в 1819 году музей Прадо и замечательный старик генерал де Уррутия, получивший от Екатерины II орден святого Георгия за участие во взятии Очакова.
Очаровательная пастораль "Сбор винограда" - трудяги работают на заднем плане, богачи в изящных позах вкушают плоды,
и позирующая в одеянии, похожем на ночную сорочку, красавица-маркиза де Санта-Крус, наверняка своим видом вызвавшая бы ужас почтенных предков. Гойя был изрядным сатириком.
Аристократы, пока их революция не шуганула, в XVIII веке баловались просвещением - любовались на запуск шара Монгольфьера, например ("Подъем шара Монгольфьера в Аранхуэсе" 1784).
Развлечения бывали всякие, не обходилось без шутов (на выставки аж три портрета). Выложу не очень известный (по сравнению с веласкесовым) "Портрет Пехерона шута графа Бенавенте и великого герцога Альба, 1559-1561, кисти . Антониса Мора.
Вот так я сходила на выставку. Сделать полноценный обзор задачи не ставила, что приглянулось, о том и написала.