Замена НДС налогом с продаж придаст новый импульс экономики.Прошу поддержать мою инициативу Ввести налог с продаж в размере не более 5% вместо налога на добавленную стоимость (НДС).
https://www.roi.ru/21759 Меня, как представителя экономического сообщества, взволновал вопрос введения НДС вместе с налогом с продаж, серьезно обсуждавшийся в минувшем году. Многие эксперты считают, что это негативно скажется на экономике: вызовет рост цен, увеличение денежной массы, нехватку оборотных средств у предприятий, рост теневого сектора.
НДС - один из самых непростых и запутанных налогов в нашей стране. Система зачетов весьма сложна и непрозрачна. Пробелы в законодательстве рождают массу спорных вопросов при определении налогооблагаемой базы и расчете налога. Справедливости ради надо сказать, что последние годы 21 статья Налогового кодекса совершенствуется, но все равно, это не решает всех проблем. Именно поэтому, основная часть доначислений и налоговых споров приходится именно на НДС. Фирмы вынуждены тратить деньги и время на то чтобы оспорить решения по проверкам в вышестоящих налоговых органах и судах. А сколько бумаги и времени уходит на оформление документов по требованию, в связи с проводимыми камеральными проверками. Предприятия представляют документы в инспекцию коробками.
Несмотря на ужесточение законодательства в отношении создания и деятельности фирм-однодневок, они продолжают свое существования и наносят огромный урон государственному бюджету путем незаконного возмещения НДС. Возможность незаконной налоговой оптимизации порождает коррупцию.
Внесенный в Государственную Думу законопроект, ограничивающий право компаний на возмещение НДС, фактически отменяет презумпцию невиновности и делает добросовестных налогоплательщиков заложниками своих недобросовестных партнеров.
Нередко организации несут убытки из-за недобросовестных контрагентов, по которым налоговая инспекция отказывает в вычетах. Особенно болезненно это отражается на предприятиях-экспортерах. Их деятельность облагается по ставке НДС 0%, что дает им преимущество, но в случае не подтверждения вычетов они вынуждены будут заплатить НДС из своей прибыли. Импортеры также страдают. При ввозе товаров они вынуждены платить НДС в бюджет, отвлекая значительные средства из оборота. Да, потом эти суммы вводятся в зачет, но спустя значительный промежуток времени, который может растянуться до полугода. А с учетом того, что среди внутренних поставщиков окажутся недобросовестные компании, по итогам налогового периода импортер, в общем итоге, вовсе может не вернуть НДС обратно.
Негативные моменты налога на добавленную стоимость подталкивают к мысли о замене его на более простой и понятный налог с продаж (или налог с оборота) который платился бы с выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Именно замене. Такой налог будет удобен и в уплате, и с точки зрения администрирования.
Но как определить ставку? Какая ставка будет отвечать потребностям государства и интересам бизнеса?
По моему мнению, необходимо идти от обратного, от величины налога, который нужно собрать. То есть, определить: какая ставка налога с продаж позволила бы собирать столько же денег в бюджет, сколько приносит НДС в данный момент. Возможно, вариант, предложенный ниже, будет оптимальным, при определении ставки НП.
1. Рассчитываем общую налогооблагаемую базу в целом по России за год.
2. Определяем сумму НДС, уплаченную (поступившую фактически, с учетом НДС, уплаченного при ввозе импортных товаров) в бюджет за год.
3. Находим соотношение.
Таким образом, мы получаем искомую ставку налога с продаж, при которой бы бюджет в рассматриваемом периоде имел бы такие же поступления от НП, как и от НДС. Проведем расчеты за три предыдущих года: 2012, 2013 и 2014.
Согласно отчета, размещенного на сайте ФНС России, общая налогооблагаемая база за IV квартал 2013 года и I-III квартал 2014 года составила 146706 млрд. рублей. Данные для расчета берутся именно за этот период, так как сроки уплаты НДС по ним наступают в рамках 2014 года. В бюджет Российской Федерации за 2014 год поступил НДС в сумме 3932 млрд. рублей. Таким образом, ставка налога с продаж, при которой в бюджет поступила бы равнозначная сумма, будет равна:
Ставка НП 2014 год - (3932 млрд.р./146706 млрд.р.)*100% = 2,68%
По аналогии рассчитаем приемлемую величину налога с продаж за 2013 и 2012 год соответственно.
Ставка НП 2013 год – (3539 млрд.р./137491 млрд.р.)*100% = 2,57%.
Ставка НП 2012 год – (3546 млрд.р./128936 млрд.р.)*100% = 2,75%.Расчет показывает, что если бы в 2014 году вместо НДС действовал бы налог с продаж, ставка которого составляла бы 2,68%, в бюджет поступила такая же сумма НП, как и при НДС. За 2013 и 2012 годы год ставка НП должна была быть 2,57 и 2,75% соответственно. Но при этом, в случае действия НП, «правила игры» были бы намного прозрачней и проще. Предприятию проще платить фиксированный налог с оборота, чем НДС со сложной системой начислений и зачетов.
Замена НДС на НП сделает систему налогообложения более прозрачной, упростит администрирование, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата, создаст предпосылки к росту экономики в целом и внешней торговли в частности, высвободит дополнительные оборотные средства у предприятий.
Параллельное введение налогов приведет к «откатыванию» экономики обратно в тень, росту уклонения от уплаты налогов, серых зарплат, снижению рентабельности.
Расчеты показывают, что приемлемая ставка налога с продаж составляет 3%. Если установить ставку налога с продаж на уровне 5%, как это было ранее, и, разделив ее между бюджетами (например, 3% в федеральный и 2% в региональный), можно получить больший эффект (решив проблемы пополнения бюджетов),чем при одновременном введении НП и НДС. В этом случае появится дополнительный источник финансирования региональных бюджетов.
Отмена НДС и ведение НП может «перезагрузить» экономику, придав ей новый импульс, упростить правила игры в сфере налогообложения, что в свою очередь даст приток инвестиций. В первую очередь, от замены НДС на налог с продаж выиграют производственные предприятия. У них самый большой прирост добавочной стоимости. И что самое немаловажное: станет невыгодно использование фирм однодневок. При этом сократится цепочка посредников, перепродающих товар, что должно сказаться на розничных ценах, а значит на рядовом потребителе товаров и услуг, ведь именно конечные потребители, обычные люди несут бремя уплаты косвенных налогов.