Skype для организаций: разрешить нельзя запретить?
Тема использования IP-телефонии в организациях в последнее время привлекает всё больше внимания со стороны их руководителей. Наиболее популярным VoIP-решением в мире является Skype. Между тем, несмотря на его более чем широкую распространённость, российские компании и государственные организации не спешат им пользоваться. И, возможно, не напрасно…
Что такое Skype
Прежде чем говорить о преимуществах и недостатках использования Skype в организации, необходимо рассказать о том, что скрывается за этим названием. Skype – это сервис передачи голосовых и текстовых сообщений через интернет, а также одноименная программа, позволяющая пользоваться этим сервисом. С помощью Skype вы можете совершенно бесплатно (не считая, конечно, стоимости интернет-трафика) позвонить другому пользователю Skype, живущему где угодно – как на соседней улице, так и в Австралии или Америке. Кроме того, с помощью Skype можно звонить и на стационарные или мобильные телефоны – это будет уже не бесплатно, но всё равно существенно дешевле, чем при обычных международных или междугородних телефонных переговорах.
Skype – сервис и одноименная программа, позволяющая вести голосовые преговоры с другими пользователями и дешево звонить с компьютера на телефоны во всех странах мира.
Впрочем, это лишь основные из возможностей Skype. С помощью Skype также возможна организация конференц-связи (до 25 абонентов одновременно), передача файлов, и даже видеосвязь. Последнее, правда, пока без использования различных дополнений не применимо для организации конференций, однако есть специальные модули сторонних производителей, устраняющие это ограничение.
Стоит отметить, что Skype – далеко не единственное бесплатное решение в области IP-телефонии. Что же сделало его таким популярным? Во-первых, высокое качество связи, достигаемое за счёт использования специально оптимизированных алгоритмов сжатия данных и, во многом, благодаря децентралированной пиринговой структуре протокола Skype. Во-вторых, высокая защищённость переговоров, ведущихся через Skype. Весь трафик, передаваемый программой, шифруется с помощью современных криптографических алгоритмов, что, как известно, вызывает большое неудовольствие спецслужб разных стран мира.
Чем Skype может быть полезен для организации?
Если Skype среди других VoIP-средств популярен именно благодаря качеству связи и защищённости, то основную причину популярности IP-телефонии вообще, несомненно, следует искать в выгодах, получаемых от её использования. Организации могут существенно экономить не только на международных звонках, но и на переговорах между различными офисами и филиалами даже в рамках одного города. Именно в экономии на телефонных переговорах и заключается смысл использования Skype организациями. Особенно это актуально для небольших частных компаний,
Защищённая архитектура Skype также играет свою роль в пользе этого сервиса для организаций. Специалисты отмечают, что при использовании VoIP, и особенно Skype, для ведения важных переговоров, существенно снижаются затраты на обеспечение их защиты. Так, можно сэкономить на покупке технических средств защиты, специальной организации защищённых каналов связи и других моментах.
Skype – самый дешёвый и безопасный способ позвонить своим партнёрам и в офисе через дорогу, и за океаном.
Skype может использоваться не только на стационарном компьютере или ноутбуке, но также и на мобильных телефонах: зачастую платить за мобильный трафик оказывается гораздо дешевле, чем за роуминг. Существуют версии Skype для таких платформ iPhone, Windows Mobile, Google Android, Symbian. Это особенно удобно для тех организаций, чьи сотрудники часто бывают в командировках, причём в таких местах, где мобильный телефон является единственным средством доступа в интернет.
Skype для бизнес-пользователей
Компания Skype особое внимание обращает на бизнес-пользователей, что, собственно, неудивительно. Многим бизнес-пользователям не хватает просто дешёвого или вовсе бесплатного голосового общения через интернет. Для них компания предлагает ряд дополнительных сервисов, названных вместе Skype for Business.
Skype предлагает специальные возможности и сервисы для бизнес-пользователей.
Среди возможностей, предлагаемых бизнес-пользователям – переадресация звонков на мобильный телефон, если пользователь отключился от Skype (причём люди, звонящие вам со Skype на Skype по-прежнему не должны будут дополнительно оплачивать свои звонки). Предлагается также голосовая почта, чтобы если вас нет в данный момент онлайн, тот, кто вам звонил, мог оставить вам сообщение как на автоответчике. Также можно зарегистрировать виртуальный телефонный номер в одной из стран, для которых предоставляется такая услуга, и переадресовывать звонки, поступающие на него, вам не Skype.
Обратная сторона медали
Несмотря на все преимущества, которые предлагает организации использование Skype для ведения деловых переговоров, многие руководители заставляют системных администраторов запрещать использование Skype работниками. И для этого есть ряд веских причин.
Одна из главных заключается в том, что Skype – это просто настоящий пожиратель трафика. Даже если вы не разговариваете по Skype, программа всё равно передаёт трафик, идущий от других пользователей. Это происходит по причине распределённой архитектуры протокола Skype, где трафик, подобно пиринговым файлообменным сетям, передаётся от одного клиента к другому, минуя центральные сервера. При этом чем «толще» у конкретного пользователя Skype канал, по которому осуществляется доступ в интернет, тем больше трафика потребляет эта программа.
Тем не менее, даже в тех организациях, где понятия «перерасход трафика» не существует, от использования Skype также часто отказываются – но уже по причине того, что достаточно затруднительно проконтролировать переписку и разговоры сотрудников по Skype. Конечно, при желании можно найти программы, однако их использование предполагает установку специальных агентов на пользовательских компьютерах, что не всегда удобно.
Skype блокируют потому, что эта программа потребляет много трафика, а переписку и голосовые переговоры пользователей трудно контролировать без установки агентов на рабочие станции.
Ну, и, конечно, классическим поводом для блокировки Skype (а также ICQ, социальных сетей, Mail.ru Агента и многих других средств интернет-коммуникаций) становится борьба за то, чтобы на работе сотрудники занимались работой, а не общением по Сети. Эффективность подобных запретительных мер – тема для отдельной статьи, а может быть, даже и целой диссертации, однако проблема зачастую даже совсем не в этом, а в том, что из-за особенностей протокола Skype заблокировать его использование в рамках организации не так просто, как многим хотелось бы.
Как заблокировать Skype
Создатели Skype приложили максимум усилий к тому, чтобы отправляемые и принимаемые их программой пакеты обходили как программные, так и аппаратные «файрволы». Почти все успехи производителей брандмауэров сводятся на нет регулярными обновлениями клиента Skype и самого протокола. Хотя есть и такие решения, которые вполне успешно борются со Skype-трафиком.
Наиболее успешны «железные» решения – например, Unified Security Gateway компании Facetime или Cisco IOS Flexible Packet Matching. С их помощью вы можете или совсем заблокировать Skype-трафик, или, по крайней мере, несколько умерить аппетит Skype-клиента, выставив фиксированную ширину канала, отведённого для него. Правда, в случае выбора аппаратного «файрвола» нужно понимать, что он обойдётся дороже, чем программный, а обновлять его прошивку будет сложнее, чем скачивать новые версии программы. Поэтому имеет смысл посмотреть в сторону чисто программных брандмауэров. Среди них неплохо зарекомендовал себя TeleMate NetSpective. Большинство же широко используемых «файрволов» (чтобы не обидеть их производителей, не буду упоминать их названия) в вопросах блокировки Skype-трафика, увы, находятся не на высоте.
Тем не менее, перед тем, как принимать решение о блокировке Skype, необходимо внимательно рассмотреть все возможные последствия этого шага, и взвесить его целесообразность. Вполне возможность, преимущества использования Skype и покупка средств мониторинга окажутся более выгодными, чем покупка инструментов для его блокировки.
Впрочем, если всё-таки хочется обойтись без покупке дорогостоящих программ или не менее дорогостоящего «железа», можно попробовать обойтись запретом на установку клиента Skype на пользовательские компьютеры. Если системные администраторы, работающие в вашей организации, в состоянии обеспечить реализацию этого запрета, это будет, пожалуй, самым дешёвым и безболезненным вариантом. Впрочем, в отличие от «файрвола» он не гарантирует вам стопроцентного успеха запрета Skype.
Что ж, сделаем выводы. Перед принятием решения о блокировке Skype необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», и просчитать, что будет более экономически целесообразно: производить мониторинг Skype, или же всё-таки его блокировку.