"Детская литература": попытка диагностики
У психологов есть такое понятие: "вторая выгода". Обычно ее отчаянно ищут, пытаясь пережить негативный опыт и найти в себе силы жить. Ну вот когда все плохо, хуже некуда, шах и мат, - что можно сделать? Злиться. Искать виновных. Рухнуть в пустоту. Отказаться двигаться дальше. Психологи заставляют искать в ситуации "вторую выгоду". Не то, чтобы где-то была "первая" - куда там! - вокруг только злость, боль и отчаяние... Но что-то невидимое со знаком плюс кроется за любой болью. Чаще всего - возможность по-новому увидеть мир и себя в нем.
В условиях, когда литературе для детей то поют панихиду, то выносят смертный приговор, то пытаются вырвать сердце, мне хочется иногда на баррикады, иногда - с моста. И тут я подумала: а может, во всем этом тоже есть "вторая выгода"? К примеру, масса поводов наконец-то "поговорить об этом". Зачем детям книги? Да и нужны ли они вообще? Что такое современное книгоиздание для детей - Франкенштейн, западный наймит или дохлое чучело? Что ждет наших детей и какие у нас перспективы? Осознание проблемы - половина решения. Ну так давайте поговорим…
Вводный сеанс: знакомство
История первая, симптоматичная
Один мой знакомый издатель пришел за кредитом на новую линейку детских книг. Крупный игрок, положительная история, красивый бухгалтерский баланс, наличие залогового имущества и чертова куча лет работы. "Нет, - ответили ему в банке. - В СМИ сейчас пишут, что книжный бизнес загибается. Книги не покупают, в магазины никто не ходит, за электронными технологиями будущее."
Разумеется, кредит знакомый все-таки получил. Но долго негодовал - на распускающие слухи СМИ, молодых и глупых журналистов и нежелание банков основываться на фактах, а не на собственном мнении.
Любопытно: тем, кто "внутри", ситуация не кажется угрожающей. Я точно не стану рассказывать, что проблем книгоиздание не испытывает! Но это… как бы сказать… обычные, будничные для любого бизнеса проблемы. Сознательно ли журналисты хоронят книжный бизнес или правда так думают? Сколько людей, кроме сотрудников кредитных отделов, полагает, будто ему хана? Бизнесу, в котором ежегодно появляются яркие коллективы с поражающими представление о книгах проектами...
"Да большинство людей вообще не знают, что есть какие-то издательства, - полагает моя коллега. - Им, наверное, кажется, что все книги выпускает какой-нибудь единый РОСИЗДАТ. "
Лабораторное исследование Сколько вы, дорогой читатель - родитель читателя, знаете российских издательств, выпускающих детские книги? Если способны назвать больше пяти, то кто вам нравится?
Возможные, но не предельные значения результатов. Я могу назвать навскидку около сорока-пятидесяти.
Статистика
Статистика выглядит чудовищной: "совокупный тираж" всех изданных книг падает на 10-15% ежегодно. Но если посмотреть на эти цифры под углом демографии, принять во внимание доступность других источников информации и развлечений - нет ничего, что не было бы закономерным и предсказуемым.
Тяжелее всего понять происходящее людям моего поколения и старше, скажем так - 35+. Они еще помнят размеры "советских тиражей": 30 000, 100 000, 1 000 000. Глядя на сегодняшние цифры 1.000, 3.000, максимум - 10.000, какой они делают вывод? Правильно: рынок копает вглубь и вот это, ставшее уже классическим - "дети не читают".
На мой взгляд, снижение размеров тиража одной книги, объясняется двумя причинами: экономией на складских площадях и все большей сегментацией рынка.Со складом все ясно: мне проще и выгоднее выпустить 100.000 одной книги за пять-десять лет тиражами по 5.000, чем напечатать "за раз" и хранить. Так что пусть тиражи изданий вас не обманывают. ))) Ниже - иллюстрация предположения о "сегментации".
Пример одной книги
Сегодня мы возьмем для примера книгу "Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым". Рекомендую заглянуть на сайт магазина Лабиринт и познакомиться с отзывами . Их там 77! Просто почувствуйте, какие разные люди, с какими разными жизненными установками, воспитательными целями, образованием, условиями жизни, принципами, взглядами и ожиданиями их пишут. Уникальная для нашего исследования книженция!
1. Восторженный отзыв - такая мама наверняка разрешает ребенку кататься с горки в новых штанах и сама составляет ему компанию:
"Очень классная книга!!! Понравилось и качество полиграфии, и оформление. Репродукции знаменитых картин сопровождаются стихами замечательного поэта А.Усачёва. Сочетание изумительное! Рекомендую всем…"
2. Культурологический - каждое воскресенье эта мама таскает дитя в музей, два раза в неделю - на музыку, три - на живопись и коньки :
"Это ж какая феерическая чушь. Если перед походом в музей вы хотите познакомить ребенка с репродукциями, то подборка в книге неплохая и качество иллюстраций тоже, но начинать знакомство с изобразительным искусством с подобных опусов просто не годится. Ни по форме ни по содержанию стихи не соответствуют картинам."
3. Опекающий-материнский - не удивлюсь, если в анамнезе есть муж-алкоголик или трудное детство:
"в качестве детской подборки репродукций альбом прекрасный (если не считать "Ивана Грозного" - маленьким детям рано еще показывать, имхо, как царь убивает своего сына)".
4. Демократичный - такая немножко муми-тролльная мама, мы бы подружились:
"Мне импонирует то, что Усачев в деталях описывает картины, с чисто бытовой стороны. Детям ведь не втолкуешь, что это великая картина. Они смотрят на мелочи, на бытовые сценки, на одежду, рассматривают нюансы. Вот здесь Усачев хорош."
5. Педагогический-авторитарный (просто жертва педагогики, если честно. Сочувствую ребенку):
"Оформление - никакое! Ну есть иллюстрации картин! Ну и что? Вот когда иллюстрации нет и ребенок сам заинтересуется картиной - вот это да - ощутимый педагогоческий эффект книжки. А так посмотрел и забыл."
6. Литературный - и ведь нечего ей возразить, правда?
"Может быть, Андрей Усачёв и хороший поэт, но шедевры живописи - это такая планка... Хочется рядом с ними видеть стихи классических поэтов от Пушкина до 20 века. Или просто молча любоваться. Что Я, МЫ с ребенком чувствуем, глядя на картину? Наши СОБСТВЕННЫЕ мысли? Потом уже обсудить историю создания"
7. Последовательный:
"Прочитала ребенку и на следующий день в Третьяковку. Сын носился от картины к картине и меня за собой таскал. После похода в музей изъявил желание выучить некоторые стихи. Очень полезная книга."
8. Библиотечно-библиографический:
"В конце издания есть список авторов и картин, а вот указания на номера страниц нет. Авторы указаны в алфавитном порядке, а не в том, в каком размещены в издании."
9. Территориальный - собственно, "тот самый сегмент":
"Живем в Казани и побывать в Третьяковке с 4-х летним сыном нет возможности. Купила книгу для общего развития. Не ожидала, что она произведет на него такое сильное впечатление. Теперь каждый вечер мы "ходим с сыном в музей" - читаем эту книгу. "
10. От сторонника раннего развития:
"Отличное пособие по живописи...Читаем вместе с 3-х летним сынишкой и очень быстро ребенок запоминает картины, художников и даже стихотворения."
И вот что я по результатам нашего исследования думаю: вместо того, чтобы рвать на себе волосы от пугающего будущего, поддаваться панике, а тем более - ужасаться отдельно взятым изданиям , нам просто надо смириться с мыслью, что наши домашние библиотеки уже никогда не будут выглядеть одинаково: десятитомник Пушкина, письма Чехова, полное собрание Теккерея… ))) Что наши дети будут читать совершенно разные вещи, а одни и те же - в разном возрасте. Возможно, мы будем тратить больше времени на поиск "Своей книги". И еще больше - "Своей" для отдельно взятого ребенка, сопящего сейчас за стенкой. Но самое главное, на книжном горизонте - все спокойно, закономерно и движется в логичном и своевременном направлении. И если кому-то что-то кажется "абсолютно неправильным", с тем же успехом оно "абсолютно правильно" для другого.
О "правильном и неправильном" в детских книгах мы сможем поговорить на следующем сеансе, если вы решите как-нибудь еще заглянуть ко мне на огонек.