Поиск Написать

"Детская литература": попытка диагностики

Предисловие
У психологов есть такое понятие: "вторая выгода". Обычно ее отчаянно ищут, пытаясь пережить негативный опыт и найти в себе силы жить. Ну вот когда все плохо, хуже некуда, шах и мат, - что можно сделать? Злиться. Искать виновных. Рухнуть в пустоту. Отказаться двигаться дальше. Психологи заставляют искать в ситуации "вторую выгоду". Не то, чтобы где-то была "первая" - куда там! - вокруг только злость, боль и отчаяние... Но что-то невидимое со знаком плюс кроется за любой болью. Чаще всего - возможность по-новому увидеть мир и себя в нем.
В условиях, когда литературе для детей то поют панихиду, то выносят смертный приговор, то пытаются вырвать сердце, мне  хочется иногда на баррикады, иногда - с моста. И тут я подумала: а может, во всем этом тоже есть "вторая выгода"? К примеру, масса поводов наконец-то "поговорить об этом". Зачем детям книги? Да и нужны ли они вообще? Что такое современное книгоиздание для детей - Франкенштейн, западный наймит или дохлое чучело? Что ждет наших детей и какие у нас перспективы? Осознание проблемы - половина решения.  Ну так давайте поговорим…

Вводный сеанс: знакомство

История первая, симптоматичная
Один мой знакомый издатель пришел за кредитом на новую линейку детских книг. Крупный игрок, положительная история, красивый бухгалтерский баланс, наличие залогового имущества и чертова куча лет работы. "Нет, - ответили ему в банке. - В СМИ сейчас пишут, что книжный бизнес загибается. Книги не покупают, в магазины никто не ходит, за электронными технологиями будущее."
Разумеется, кредит знакомый все-таки получил. Но долго негодовал - на распускающие слухи СМИ, молодых и глупых журналистов и нежелание банков основываться на фактах, а не на собственном мнении.
Любопытно: тем, кто "внутри", ситуация не кажется угрожающей. Я точно не стану рассказывать, что проблем книгоиздание не испытывает! Но это… как бы сказать… обычные, будничные для любого бизнеса проблемы. Сознательно ли журналисты хоронят книжный бизнес или правда так думают? Сколько людей, кроме сотрудников кредитных отделов, полагает, будто ему хана?  Бизнесу, в котором ежегодно появляются яркие коллективы с поражающими представление о книгах проектами...
"Да большинство людей вообще не знают, что есть какие-то издательства, - полагает моя коллега. - Им, наверное, кажется, что все книги выпускает какой-нибудь единый РОСИЗДАТ. "

Лабораторное исследование Сколько вы, дорогой читатель - родитель читателя, знаете  российских издательств, выпускающих детские книги? Если способны назвать больше пяти, то кто вам нравится?
Возможные, но не предельные значения результатов. Я могу назвать навскидку около сорока-пятидесяти.

Статистика
Статистика выглядит чудовищной: "совокупный тираж" всех изданных книг падает на 10-15% ежегодно. Но если посмотреть на эти цифры под углом демографии, принять во внимание доступность других источников информации и развлечений - нет ничего, что не было бы закономерным и предсказуемым.
Тяжелее всего понять происходящее людям моего поколения и старше, скажем так - 35+. Они еще помнят размеры "советских тиражей": 30 000, 100 000, 1 000 000. Глядя на сегодняшние цифры 1.000, 3.000, максимум - 10.000, какой они делают вывод? Правильно: рынок копает вглубь и вот это, ставшее уже классическим - "дети не читают".
На мой взгляд, снижение размеров тиража одной книги, объясняется двумя причинами: экономией на складских площадях и все большей сегментацией рынка.Со складом все ясно: мне проще и выгоднее выпустить 100.000 одной книги за пять-десять лет тиражами по 5.000, чем напечатать "за раз" и хранить. Так что пусть тиражи изданий вас не обманывают. ))) Ниже - иллюстрация предположения о "сегментации".

Пример одной книги
Сегодня мы возьмем для примера книгу "Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым". Рекомендую заглянуть на сайт магазина Лабиринт и познакомиться с отзывами . Их там 77! Просто почувствуйте, какие разные люди, с какими разными жизненными установками, воспитательными целями, образованием, условиями жизни,  принципами, взглядами и ожиданиями их пишут. Уникальная для нашего исследования книженция!

1. Восторженный отзыв - такая мама наверняка разрешает ребенку кататься с горки в новых штанах и сама составляет ему компанию:
"Очень классная книга!!! Понравилось и качество полиграфии, и оформление. Репродукции знаменитых картин сопровождаются стихами замечательного поэта А.Усачёва. Сочетание изумительное! Рекомендую всем…"

2. Культурологический  - каждое воскресенье эта мама таскает дитя в музей, два раза в неделю - на музыку, три - на живопись и коньки :
"Это ж какая феерическая чушь. Если перед походом в музей вы хотите познакомить ребенка с репродукциями, то подборка в книге неплохая и качество иллюстраций тоже, но начинать знакомство с изобразительным искусством с подобных опусов просто не годится. Ни по форме ни по содержанию стихи не соответствуют картинам."

3. Опекающий-материнский - не удивлюсь, если в анамнезе есть муж-алкоголик или трудное детство:
"в качестве детской подборки репродукций альбом прекрасный (если не считать "Ивана Грозного" - маленьким детям рано еще показывать, имхо, как царь убивает своего сына)".

4. Демократичный - такая немножко муми-тролльная мама, мы бы подружились:
"Мне импонирует то, что Усачев в деталях описывает картины, с чисто бытовой стороны. Детям ведь не втолкуешь, что это великая картина. Они смотрят на мелочи, на бытовые сценки, на одежду, рассматривают нюансы. Вот здесь Усачев хорош."

5. Педагогический-авторитарный (просто жертва педагогики, если честно. Сочувствую ребенку):
"Оформление - никакое! Ну есть иллюстрации картин! Ну и что? Вот когда иллюстрации нет и ребенок сам заинтересуется картиной - вот это да - ощутимый педагогоческий эффект книжки. А так посмотрел и забыл."

6. Литературный - и ведь нечего ей возразить, правда?
"Может быть, Андрей Усачёв и хороший поэт, но шедевры живописи - это такая планка... Хочется рядом с ними видеть стихи классических поэтов от Пушкина до 20 века. Или просто молча любоваться. Что Я, МЫ с ребенком чувствуем, глядя на картину? Наши СОБСТВЕННЫЕ мысли? Потом уже обсудить историю создания"

7. Последовательный:
"Прочитала ребенку и на следующий день в Третьяковку. Сын носился от картины к картине и меня за собой таскал. После похода в музей изъявил желание выучить некоторые стихи. Очень полезная книга."

8. Библиотечно-библиографический:
"В конце издания есть список авторов и картин, а вот указания на номера страниц нет. Авторы указаны в алфавитном порядке, а не в том, в каком размещены в издании."

9. Территориальный - собственно, "тот самый сегмент":
"Живем в Казани и побывать в Третьяковке с 4-х летним сыном нет возможности. Купила книгу для общего развития. Не ожидала, что она произведет на него такое сильное впечатление. Теперь каждый вечер мы "ходим с сыном в музей" - читаем эту книгу. "

10. От сторонника раннего развития:
"Отличное пособие по живописи...Читаем вместе с 3-х летним сынишкой и очень быстро ребенок запоминает картины, художников и даже стихотворения."

И вот что я по результатам нашего исследования думаю: вместо того, чтобы рвать на себе волосы от пугающего будущего, поддаваться панике, а тем более - ужасаться отдельно взятым изданиям , нам просто надо смириться с мыслью, что наши домашние библиотеки уже никогда не будут выглядеть одинаково: десятитомник Пушкина, письма Чехова, полное собрание Теккерея… ))) Что наши дети будут читать совершенно разные вещи, а одни и те же - в разном возрасте. Возможно, мы будем тратить больше времени на поиск "Своей книги". И еще больше - "Своей" для отдельно взятого ребенка, сопящего сейчас за стенкой.  Но самое главное, на книжном горизонте - все спокойно, закономерно и движется в логичном и своевременном направлении. И если кому-то что-то кажется "абсолютно неправильным", с тем же успехом оно "абсолютно правильно" для другого.
О "правильном и неправильном" в детских книгах мы сможем поговорить на следующем сеансе, если вы решите как-нибудь еще заглянуть ко мне на огонек.
Редактировано: 13 марта 2013

Комментарии:
Страница 1 из 2
1 2  >
"Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым"
Прикольная книжка Сама уже читаю электронные книги, а дети пока бумажные читают
Сколько вы, дорогой читатель - родитель читателя, знаете российских издательств, выпускающих детские книги?
а зачем нам их знать? Щеголять количеством? мне кажется главное, чтоб они выпускали добротную и дешевую продукцию. Я могу назвать (с натяжкой могу, возможно перевру названия) штуки 3, может и больше, если напрягусь, но мне эти знания дались только с отвратительными отзывами.
"дети не читают".
как только чтение стало массовым, каждое следующее поколение стенало именно так... Наши дети читают. может не все и не то, что хотелось бы нам, но так тоже было всегда
Интересный опыт формирования образа по одному отзыву... наверное я человек симбиоз, т.к. в разные времена могу дать разную оценку на некое событие, факт
Julia 2006, Юль, сколько детей? ))) Какого размера?
Взрослая литература, без сомнения, частично ушла и еще больше уйдет в электронную книгу. Особенно это касается справочных изданий. Часть художки - это удобно. )
Но детская литература - нет. Я потом отдельно напишу, почему, на мой взгляд. )
Моя уже подросла немножко, но лет с девяти читает и бумажное, и электронное, так как неровно дышит к цифровым технологиям. Однако бумажное любит больше: "ничто не сравнится с возможностью читать и нюхать бумажные книги". Но я догадываюсь, что это просто наследственная болезнь. )))
zAngel, хороший вопрос! ))) "Зачем?".
Ну, как мне кажется, это облегчает поиск "Своей" книги (а заодно минимизирует риск разочарований ). Знакомство с издательствами похоже на приобретение друзей и знакомых. Это удобно. С одним другом нравится общаться на будничные темы, с другим - советоваться, третий - увлекательно рассказывает об истории, с четвертым можно просто посмеяться... А вот с этим я никогда не смогу найти общий язык. )))
Та же история с издательствами.
У моей дочери (и у меня) одинаковые вкусы с "Самокатом" и "Розовым жирафом" - в большинстве случаев их книги находят в нас с дочкой отклик. Это - очень хорошие друзья. И почти каждая их новинка - радость.
Каким бы ни был крутым и ярким парнем "Клевер" - мне не нравится с ним "разговаривать": что-то есть в его книгах, что встает "поперек" меня.
Нежный и такой "богословский" издательский дом "Фома" с серией "Настя и Никита" вызывает у меня массу уважения, но и мне, и Настьке ужасно скучно читать их "блеклую-добрую-приторно-положительную" литературу (хотя кому-то именно такая литература придется по вкусу). А вот серия "популярных" книжек у них хороша.
"Пешком в историю" - яркая увлеченная личность, - о, как она меня привлекает! - и это жутко дорого! ))) Но такое оформление, исторический креатив: черт с ним, что дорого,- ждем ярмарки, чтобы купить в два раза дешевле, чем в магазине.
"КомпасГид" - ассоциируется у меня со старостой нашего курса. ) Это такой парень, который выискивал социальные проблемы и больные, на грани скандала, места, заставляя всех о них поговорить. Дочь моя пока не понимает радости в книгах этого издательства, но я иногда поддаюсь на провокации. )))
Ну и так, собственно, о каждом...
Но это, конечно, когда есть желание разбираться. Дружба - дело все-таки обоюдное. )
это облегчает поиск "Своей" книги (а заодно минимизирует риск разочарований
Я вот тоже не очень понимаю, в чем облегчение, если знать названия издательсв Я покупаю книгу нужного автора в первую очередь, я беру эту книгу в руки и смотрю, как она оформлена. И мне совершенно без разницы, как называется издательство...
И кстати, для дочери детских книг покупалось мало наверно, в основном совсем детские. Но не потому, что они не читались, а потому что всё и так уже есть, накоплено предыдущими поколениями
и нюхать бумажные книги
с этим уже проблему решили
насчет издательств, не знаю, я вроде еще ни разу не заострялась на названии при выборе книги.
Например, вот существует такой проект "Музейный проект" (ну пусть себе тавтология ), я для себя отметила, что издательство в Калининграде и вот только после вашего опуса задумалась, оказалось, что оно имеет название, а не просто город обозначен, "Аксиос" к слову. И дальше скажу, что я не в курсе участвует ли хоть одно другое издательство в этом проекте. Я просто рядовой "потребитель" книг. Есть весьма раскрученные бренды, выпускающие детскую литературу, не буду упоминать, но покупая книгу, я в первую очередь смотрю на исполнение, содержание оценивается позже, как правило. Это если мы говорим о методической и развлекательной литературе (или это нельзя назвать литературой?), если мы говорим о литературе, как о произведении, тут главную роль в содержании опять играет автор или переводчик. Потому опять же визуальное восприятие, наверное надо смотреть на издательство, чтоб найти крупных и "влиятельных" друзей, но другом может стать просто мелкая сошка - книга, без оглядки на его протеже
Январь, ну вот, теория моей коллеги находит подтверждение! )
Хотя мне непонятно как раз совсем другое: прежде, чем взять книгу в руки, нужно же ее как-то найти! Как? Как вы это делаете?
Наверное, дочка еще пока маленькая. Потому что, как показывает практика, "накопленного предыдущими поколениями" надолго не хватает. Наступает какой-то возраст, когда новые книги становятся нужны. Когда то, что "накоплено" - не попадает в мироощущение ребенка, не попадает в его жизнь, требует новой подачи... И вот тут, наверное, появляется необходимость в теории поиска. )
Хорошая тема для будущего, я ее обдумаю.
А Пушкина, Чарушина, Пришвина, Барто и иже с ними я тоже думаю, без разницы, у какого издательства покупать. )))
хде у нас тут попкорн продают?
прежде, чем взять книгу в руки, нужно же ее как-то найти! Как? Как вы это делаете?
Захожу в книжный магазин, смотрю и щупаю.
Наверное, дочка еще пока маленькая
У меня? 15 лет. Так что, возможно, скорее слишком большая, и я просто уже выпала из текущей действительности детской литературы. Был период, когда покупалось всякое дерьмо, иного слова к этой "литературе" я применять не могу. Но тогда мне было самым важным, чтоб она хоть что-то читала, пусть тупые ужастики, но читала. И этой прослойки литературы у нас не было. Принцип выбора был тот же: зашли в магазин, купили что детке на глаза упало. Сейчас она сама мне мозг выносит, что это надо выбросить. А я могу книги выбрасывать, даже сомнительные
Но всего остального... читать не перечитать. И да, электронные книжки вошли в нашу жизнь.
zAngel, ага, и еще - так "решили". По крайней мере, когда у Настьки обнаружили аллергию на библиотечную пыль, мы нашли это себе в утешение. ) "Духи для ботанок". ))) Дороговато, правда.
Более чем уверена, что у "крупного и влиятельного друга" - меньше всего шансов стать близким. Без него, конечно, никуда. Потому что именно у крупного и влиятельного окажутся права на все "классическое": Линдгрен, Барто, Остер и все такое прочее... У кого из "шишек" все это лучше - можно и по оформлению выбрать. А вот имена настоящих друзей - маленьких сошек - хорошо бы все-таки помнить. Как ни странно, но креатив возможен только в маленьком коллективе. Я это знаю, потому что работала в разных издательствах: и огромных, и маленьких, и маленьких, которые постепенно становились влиятельными...Поэтому не надо терять того, кого уже нашли: если этому издательству уже удалось сделать что-то, что оказалось Вашим, возможно, вам и дальше будет с ним по пути.
p.s. Не уверена, что я правильно поняла про "влиятельных друзей" и, наверное, ответила, скорее, на собственные мысли, да? )
p.p.s. А вообще я страшно рада. Рада, что посмотрели, кто издал. ) А то муж ругался всю ночь, что я все это делаю зря. )
Январь, в этом и проблема. Когда нет ориентиров, когда нет системы поиска, выбор становится случайным и приносит по большей части разочарование.
Мне бы хотелось это изменить - поэтому я и отважилась начать здесь писать. А вдруг сумею помочь? ) В конце концов, пройдет пять-десять лет, и ситуация повторится - нам снова будет кому покупать книги.
Когда нет ориентиров, когда нет системы поиска, выбор становится случайным и приносит по большей части разочарование.
А о каких ориентирах речь? На момент покупки детка была счастлива и глотала эти сокровища залпом. Понимание, что что это однотипная шаблонная жвачка пришло позже. Название издательства ни мне, ни ей ну никак бы не помогли
И я ей помочь не могла, потому что был период, когда всё предложенное из моих уст, воспринималось в штыки. Возраст такой и характер

Я ни в коем случае не в плане критики, осуждения или еще какого-то негатива пишу. Просто удивило про названия издательств, потому как вообще никогда на это внимания не обращала. Ну и так, поболтать.
нам снова будет кому покупать книги
Очень надеюсь. Но все равно я не буду выбрасывать накопленное, а потому реально потребительский вклад моей семьи будет еще меньше на этом витке, чем на предыдущих.
Я вот тоже не понимаю, в чем помощь знания названий издательств. Единственный момент могу вспомнить, когда на ландшафтных курсах училась, то говорили, что эту книгу в издательстве таком по адресу такому можно купить дешевле. Но я ни разу не покупала, затраты по времени поездки в издательство перевешивают экономию на стоимости книги.
Svetishe, я знаю только одну помощь: в 90-ые годы было одно такое издательство, на энциклопедиях типа специализировалось детских. Так оно детям печатало ТАКУЮ ахинею... ну типа того, что битва на Чудском озере была в 1830 году. Вот реально родители знали, что ЭТО надо обходить стороной
Какого размера?
Второй и четвертый класс уже сами ходят в библиотеку школьную, а в электронном виде книги они не хотят, не воспринимают что-ли пока
Январь, ничего-ничего... Мы еще поболтаем обо всем этом, и у наших внуков будет прекрасное современное дополнение к "библиотеке предков". И еще - у нас будет преимущество перед родителями: в трудном возрасте к поколению "через один" все же прислушиваются.
А вообще я страшно рада. Рада, что посмотрели, кто издал.
к сожалению, у меня память то ли девичья, то ли чё , да и в свое время обратила внимание на калининград только по нескольким причинам, одна из которых - мне было странно, что из анклава тянут сюда - в центральную россию книги. Вернее созданные здесь рукописи оформляют в книгу там и потом сюда назад привозят. (то есть и создатели, составители, авторы и рецензенты тут)
Svetishe, Programada, ага, и за этим тоже. ))) Хотя, если это единичная чушь, то возможна и просто опечатка. Книг без опечаток или "редакторских ляпов" вообще не бывает - их ведь делают люди пока еще. )
Идею про покупку в издательстве - поддерживаю!
Магазинные наценки на книги - от 70 до 300%. А часто в середине есть еще оптовик или два. Так что часто есть всякий смысл.
Чем больше наценки, тем больше издательства задумываются о возможности прямых продаж. Поэтому многие уже имеют свои, при издательстве, интернет-магазины с приятными ценами и вариантами доставки (не обязательно куда-то ехать, когда есть почта или курьер).
zAngel, масса вариантов.
Возможно, именно они выиграли тендер или получили субсидию. )
Возможно, издательство - владелец прав на уникальный материал, размещенный в книге.
Возможно, издательство - часть холдинга, и делать книги в Калининграде для холдинга экономичней, чем в центральной России.

...Регулярно отправляем большие партии в Москву - партнеру-оптовику. Привезли книжки в логистическую компанию. А там новый мальчик-грузчик. И он так удивленно меня спрашивает: "А зачем вы книжки в Москву возите? У них там что, своих нет?" )))
Аня Амасова, вполне возможно, я думаю, что дело в дешевизне, потому качество бумаги выше всяких похвал, полиграфия и пр. Материал создается практически на моих глазах, вот буквально месяца не прошло как презентовалась новая книга. Это целая серия. В субботу пойду на презентацию книги не из этой серии, посмотрю, кто там издатель и сделаю выводы )
то возможна и просто опечатка.
не, там было просто потоковое производство чуши, у меня есть, кстати, вроде экземпляры )
zAngel, вы меня все заинтриговали страшно! Что за книга?!
Что за книга?!
какая из?
Серия - это пока три книги, вполне возможно не конец серии
"Три усадьбы. Белкино. Турлики. Бугры", "Святыни окрестностей Обнинска", "Школа-колония "Бодрая жизнь". Испанский детский дом" (эта презентовалась 19.02)
В субботу будет презентоваться двухтомник трудов нашего краеведческого объединения.
zAngel, "Три усадьбы" - красивая!!!
Мы немножко до вас - до Обнинска - "не доехали". Летом выпустим "детский путеводитель по Золотому кольцу" - пятая книга серии. В общем-то тоже задумывалась как краеведческое издание, но в упрощенном, разумеется, варианте. И что-то мне подсказывает, что эта - последняя по России. Потому что для издания книги о любом куске России "глубже" - нужен, действительно, хороший спонсорский пакет...
Ну или я, как всегда, что-нибудь все-таки придумаю.
Не забудьте книги свои отправить на конкурс "Малая Родина" в Федеральное агентство по печати. Если им понравится, можно будет следующее издание частично профинансировать из бюджетных средств.
все три красивые
Открыть оригинал изображения (2500x1875, 3.43 Мб)
Не забудьте книги свои отправить на конкурс "Малая Родина" в Федеральное агентство по печати.
не знаю что это, надо поискать и почитать ) Спасибо
УПД: почитала, опоздали
Издательств я знаю целых два - Эксмо и Актион-Диджитал. По-моему, ни то ни другое не занимается детскими книгами.
Вообще издательствам очень выгодно издавать учебники для дипифра. Вот я у АТС-Интернешнл такой учебник купила - переведено с английского кое-как, члены предложения в некоторых местах (почти на каждой странице) не согласованы друг с другом. Напечатано на обыкновенной бумаге А4, прошито брошюратором, стоит 7 тысяч.
В целом когда выбираю книги, меня интересует автор, год издания, отзывы о книге. Издательство - нет))
Дети - 0 и 13. У младшей книги остались от старшего, что читать старшему - я не знаю.
zAngel, ничего не опоздали. Он ежегодный. В этом году проходил конкурс книг, выпущенных в 2012 году. В следующем году будет - выпущенных в 2013. Я так понимаю, ваши вышли все уже в текущем. Главное - проследить, когда ФАП заявки на конкурс принимает. Время всегда разное, срок подачи - недели три. Результаты объявляются на московской весенней ярмарке.
Красивые и редкие. Талантливый коллектив обязательно должен получать признание!

Mmmaximmm, "что читать старшему - не знаю" принимаю как заявку к размышлению. )))
Не думаю, что выпуск узкоспециальных учебников - шибко выгоднее. Но 7 тысяч - это очень, очень, очень ... гм... круто, черт побери! ))) По принципу: если вам это надо - у вас есть такие деньги. )

Mmmaximmm, "и она еще немного подумала". Наткнулась на Настькину полку и навскидку нашла две книги, которые не вызывают у меня никаких сомнений. Возможно, старшему подойдет.
Как вы любите, с рецензиями:
Луис Сашар. Ямы
Давид Гроссман. Бывают дети-зигзаги
Во втором случае, на мой взгляд, чудовищная обложка. Но во-первых, это единственная претензия. А во-вторых, я лично знаю людей, которые от такого ужаса в восторге. Но ребенка придется заинтриговать не обложкой - точно. )))
А вообще я обожаю этот возраст. Наконец-то можно читать одни и те же книги! )
нет наши 2011 и посл в 2012
Страница 1 из 2
1 2  >
 

Подтвердите удаление записи