Gold
Аркадий Гуральский гор. Ришон ле Цион
Израиль
З О Л О Т О
По профессии я электрик, наверное, самого высшего разряда. Могу выполнять любые работы по электроприборам. В уже далёкие советские времена я различными путями старался заработать какие-то деньги, чтобы нормально жить. На момент данного рассказа, супруга была беременна второй дочкой, а старшей дочке было 11 лет. Ну, а мне было всего 38 лет.
В 1985 году мне какими-то путями стало известно, что можно поехать на золотые прииски в Якутию и что-то заработать. Узнав адрес, я написал туда письмо. И через какое-то время мне пришел вызов в город Зея, Амурской области.И,осенью того же года, я поехал в золотодобывающую артель «Зея», контора которой была в одноименном городе.Самолётом я долетел до Москвы, оттуда, опять таки самолётом до Иркутска. Из Иркутска самолетом Як-40 в Зею. А уж в Зее я добрался до конторы на автобусе. Договор со мной подписали на год. С ноября месяца 1985 года я начал работать в этой артели электриком.
Вначале, на протяжении месяца или чуть более, меня использовали при конторе артели. Я ремонтировал различные электроагрегаты, машины, двигатели и т.п. А затем меня и ещё одного товарища Василия (фамилию уже забыл) отправили зимовать на участок Людмилинский. Точнее Вася уже был там, а меня из конторы на «Урале» с соляркой, по зимнику повезли на участок.
Он располагался за 300 километров от города Зея и за 80 километров от станции Ижак (БАМ). Это была одна избаз артели, там находились различные мастерские для ремонта техники, ангар для машин, контора и балки ("Балок" – на севере: временное жильё-домик, установленный на полозьях.) для жилья старателей. А также вся техника, необходимая для добычи золота. В основном землеройная и вспомогательная, ну и грузовики. Преобладали МАЗы и КрАЗы. Был и автокран
Доехали мы на «Урале» не без приключений. В одном месте, где-то километров за десять до участка, лед оказался тонким и машина провалилась. Я пошел пешком, чтобы вызвать трактор. Но, пройдя километра полтора-два, я встретил встречную машину, тоже «Урал». Попросил водителя помочь, и мы с трудом, но вытащили нашу машину.
Вскоре после моего приезда все старатели уехали в отпуска. Где-то с 10 декабря 1985 года и конец января 1986 года мы были вдвоём,150 свиней, да ещё с десяток полудиких собак. Василий занимался свиньями, а я обслуживал радиостанцию и все остальные приборы, которые ещё работали. А также принимал все грузовики, которые по зимнику (замёршей речке) подвозили на следующий сезон различные грузы. По рации один раз в день я был обязан выходить на связь с конторой. Мне они сообщали о той технике (грузовиках), которая посылалась к нам. Ну и различные распоряжения и инструкции.
Понятно, что всё вокруг было в снегу, а морозы достигали 42 градусов по Цельсию. Ватные брюки и валенки не снимали. В нашем балке отапливали буржуйкой, дровами. На ночь включали электрическую грелку. Для еды нам завезли несколько мешков пельменей, естественно замороженных, хлеб, макароны, крупы и кучу всяких консервов. Консервов так было более двух тонн. Сгущенка, тушенка, ну и различные рыбные консервы. Несколько раз забивали свиней, так что голодными не были. Василий ходил в тайгу и ставил силки, капканы на зайцев и кабаргу. (Кабарга – небольшое парнокопытное немного похожее на оленей).
Так что в рационе бывала и дичь. Спиртного не было никакого. Только на Новый год нам с Васей передали одну бутылку водки. Точно так было и на Майские праздники – одна бутылка на двоих.
Понятно, что в таких условиях ни о каких ватерклозетах мечтать не приходилось. Всё делали в тайге, на морозе. Якутский туалет – выходил по своим делам с двумя палками. Одну втыкал в снег и держался за нее. А другой, в процессе «работы» отгонял собак. Собаки потом съедали все, что после тебя осталось. Кстати, консервы собаки есть отказывались. Они сами охотились на зайцев и кабаргу, да еще мой товарищ, Василий, подкармливал их отходами от свинячьего производства. Ну, а я, со временем, придумал себе собственный туалет. Использовал для этих, необходимых для каждого человека, дел, большой ящик из-под запчастей. Теплее немного, чем в тайге.
Где-то раз в две недели грузовики привозили горючесмазочные материалы и запчасти на новый сезон. Мне пришлось освоить профессию водителя автокрана и крановщика. Ну, с запчастями было проще, выгрузили и все, а вот с маслом было посложнее. При таких морозах слить его было невозможно. Цистерну с маслом загоняли в бокс, водитель шел отдыхать, а я занимался разогревом масла. Грели около суток и лишь, потом его можно было сливать.
В конце января 1986 года стали из отпусков возвращаться рабочие прииска, и закипела работа. Начали готовить технику к новому сезону, делали ревизию каждой машине. Трактор, к примеру, разбирали почти полностью. Раму очищали от грязи и ржавчины, потом красили. Двигателям проводили полную ревизию. Ну, а мне доставалось электрооборудование данной машины. Надо было разобрать жмут проводов и найти, что куда должно идти. Работы хватало. А потом машину собирали, она была готова к нелегкой работе в условиях Севера.
С прибытием рабочих, началась подвозка продуктов. Иногда, кроме грузовиков, подключали вертолет. Он подлетал к определенному месту и сбрасывал контейнер с припасами, который мы потом подбирали и отвозили в склад. С рабочими приехал и повар, так что мы стали питаться в столовой. Была ещё женщина, которая два раза в день пекла булочки. (Очень вкусные!!!). Электрику, работавшему в ночную смену вменили в обязанность зажигать дрова в печи, а потом, часов в пять утра будить пекаря. На нашем участке работало около 400 человек, а всего в артели что-то около тысячи. В артели было несколько участков. Один так был с драгой.
Я уже упоминал, что основная часть рабочих готовила технику к сезону добычи золота. А вот несколько человек занимались другой работой. Они копали шурфы и искали золотую жилу. Шурф били размером 1х1 метр и глубиной 15 метров, была специальная техника, тут нет смысла её описывать. Жила была найдена и с 25 мая 1986 года её начали разрабатывать. Разрабатывали открытым способом. То есть тракторами снимали верхний слой грунта, аж до самой жилы. Потом возле жилы поставили установку, так называемый «прибор», который и обрабатывал добываемый грунт. Если коротко, то грунт перемалывали, потом конвейером подавали на промывку. Вся артель за тот сезон 1986 года добыла 5230кг золота, что немало.
Когда растаял лед на речке и начался сезон добычи(25 мая) электриков уже было три человека, со мной. Нас распределили по сменам. Один дежурил ночью, а два днем. Обслуживали технику и всю электрику на участке.
Где-то в конце июня приехал директор артели, зная о том, что я работал с автокранами, попросил меня восстановить один затопленный автокран. Так как отказаться было нельзя, директор там Бог, а мы «рабы», то я согласился, попросив только запчасти.
Притащили Урал с краном, сняли с него кран. Двигатели отдали на ревизию, а я занялся электрооборудованием. Перебирал все провода, чистил контроллеры и т.п. Вскоре притащили ещё один автокран. И из двух мы собрали один действующий автокран. Заняло это месяца два, так как от смен меня никто не освобождал. Видя, что у меня все получилось, директор снова попросил меня сделать тоже самое, собрать автокран из отправленных в металлолом. Меня повезли на БАМ, где стояла куча негодной техники. Я выбрал все, что нужно. Второй кран мы собрали уже быстрее, месяца за полтора. Сказали – Спасибо и всё!
Вначале ноября снова замерзла речка, и работы были прекращены. Рабочие стали разъезжаться. Мне тоже приехала замена и 7 ноября я выехал домой. Назад я уже ехал по - другому. До Зеи нас привезли вертолетом. Из Зеи поездом ехал до Читы, оттуда самолетом до Москвы. А это уже почти дома!
Ну, а в конце расскажу о результате этой поездки. Только напомню, что в то время средняя зарплата по Союзу была 120-150 рублей в месяц. Я же из тайги ежемесячно пересылал супруге 300 рублей. Да еще при расчёте получил более 7000 рублей. Получилось около 900 рублей в месяц. Был, конечно, смысл год там «отдыхать».
После приезда домой я купил свой первый легковой автомобиль. «Жигули» первой модели….
Записано со слов автора и обработано Василием Пущиным
31.03.2013 13.50
Mariupol-city