Хороший, плохой, злой
В нашем регионе в течение всего 2011 года продолжалось бензиновое ралли, практически доведшее местных автолюбителей до марша пустых канистр.
Мероприятие началось, как и положено, с создания дефицита – сначала колонки высохли в Сочи, затем очереди стали появляться в крупных городах. После этого бензин стал дорожать со скоростью 1-1,5% в неделю, и вскоре поднялась паника, заставившая губернатора Ткачёва лично вылезти в твиттер с клятвами, что вопрос взят под высочайший контроль, и дефицита не будет.
Твиттер помог Ткачёву против маршей, но не помог автолюбителям против цен – цены упорно ползли вверх, пока не началась «предвыборная кампания». Остановка роста цен, разумеется, была тут же подана к предвыборному столу в качестве очередной сокрушительной победы Великого и Простого над нефтяными олигархами, каковая победа сопровождалась оглушительным лаем руководителя ФАС, который, кровожадно ухмыляясь в камеру, обещал штрафовать олигархов до сырого мяса.
В июне прошлого года на страницах ныне покойной «Живой Кубани» я писал:
Вот снова сообщают, что Федеральная Антимонопольная Служба в хлам порвала нефтяных пауков за цены на бензец. Я читаю, и размышляю вот о чём:
Нефтяные пауки задрали цены, ввиду чего за период времени немеряно бабла из наших с вами карманов переехало в карманы этих самых пауков. ФАС впрягся, надавал паукам тапочком по морде, и срубил с них «более 1% от оборота», как обещал. Немеряно бабла переехало из паучьих карманов в казну.
Но, ЧСХ, в наши с вами карманы не вернулось, и цены на бензин не упали, и, кажется, не собираются.
И мне приходит в голову, что ФАС – это такой посредник между нашим карманом и чёрной дырой государственного бюджета. Такой механизм для утоления анальных болей народа, возникающих в процессе насильственного отъёма народного бабла. В результате деятельности ФАС в душах ограбленных покупателей бензина возникает смутное, слабое, но, безусловно, приятное чувство восторжествовавшей справедливости, и их боль утихает, и становится легче.
Как в воду глядел.
Сегодня, почти год спустя, портал РБК опубликовал техописание всей схемы и обозначил её масштаб: 20,7 миллиардов рублей.
Аналитический Вестник СФ сообщает нам, что в 2010 году внутри страны продали 33 млн. тонн топлива, или 33 млрд. килограмм. Сколько продали в 2011 году – пока большой секрет, я данных не нашёл. Но, с учётом созданного дефицита, вряд ли объём продаж существенно вырос. Ну, допустим, продали 35 миллиардов кило.
Делим штрафы на объём продаж, и выясняем для себя, что ФАС отобрал у нефтяных пауков 62 копейки с каждого килограмма бензина, проданного нам и купленного нами. Всё это, напомню, происходило на фоне смутных надежд на отмену транспортного налога и замену его на какой-то акциз.
Пока губернаторы твиттили обещания в две смены, а Артемьев рапортовал императору об исполненных приговорах, случилось следующее:
• транспортный налог не отменили
• акциз официально не ввели, оставили на сладкое
• сумму, которую хотели содрать в виде акциза, содрали в виде штрафов с нефтяных пауков
• нефтяные пауки ни в малейшей степени не расстроились, поскольку штрафы оплачены авансом из карманов автолюбителей и автопрофессионалов, и составляют менее 30% полученной дополнительной прибыли
• в результате повышения бензиновых цен до около доллара за литр отчётность у пауков за год приобрела совершенно роскошные характеристики, и сейчас поражает доходностью-эффективностью-капитализацией
Хороший император и его губернаторы.
Плохие, жадные, бессовестные нефтяные олигархи.
Злой, но бескомпромиссный ФАС.
Пребывают в полной уверенности, что постичь их хитроумный замысел простым гражданам не под силу.
Ну-ну.
Итого + 40 копеек за 1 день.
Приятного аппетита, сволочи.