"Южный крест" на туристическом бизнесе
Туристический рынок России продолжает погружаться в кризис. Приостановило деятельность молодое турагентство «Скай-тур». Но это полбеды. Что действительно вызывает беспокойство, так это банкротство одного из крупнейших туроператоров страны — «Южного Креста». Как объяснили в компании, виной тому — резкое падение спроса на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров. Однако эксперты не верят этим оправданиям. «Южный Крест» проводил политику демпинга (искусственное занижение цен), в результате чего у него образовался ком долгов перед авиаперевозчиками и отелями. Но «Южный Крест» не первый и не последний туроператор, который этим грешит. А это уже не шутки. Поэтому, по словам экспертов, теперь гражданам придется самостоятельно приобретать авиабилеты и бронировать номера в отелях.
Это лето наши соотечественники запомнят надолго. Буквально за несколько месяцев отечественный туристический бизнес рассыпался как карточный домик. Прекратили свою деятельность более 15 туроператоров.
Последним покинул рынок «Южный Крест», входивший в десятку турфирм и осуществляющий туры в основном в Грецию, Индонезию, Доминикану, Кубу, Арабские Эмираты и Таиланд.
Свой уход компания объяснила сильным падением спроса со стороны отдыхающих, потерявших доверие к туроператорам. Заставил граждан отказаться от дорогостоящих поездок также слабеющий рубль. Кроме того, представителям силовых ведомств было рекомендовано не выезжать за границу.
В результате за границей остались более 5 тыс. клиентов. У большинства из них нет на руках обратных билетов. Еще почти 12,5 тыс. человек приобрели путевки, но воспользоваться ими не смогут. К тому же вернуть полностью за них деньги у них вряд ли получится. Как заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, «Южный Крест» застрахован в «РЕСО-Гарантии» на 100 млн рублей. Но их не хватит для компенсации ущерба.
Однако эксперты не спешат верить словам «Южного Креста», банкротство которого было лишь делом времени.
Еще три года назад у компании возникли финансовые разногласия с авиаперевозчиками «Аэрофлотом» и «Трансаэро». Впрочем, стороны продолжили сотрудничать. Видимо, им все-таки удалось договориться. Сейчас же свое недовольство выразил «Ютэйр», который отказался перевезти клиентов «Южного Креста» в Грецию и Китай.
Дело в том, что львиная доля турфирм работает, находясь по уши в долгах. Как же это происходит?
Как объясняет президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов, «когда туроператор не получает прибыли за прошлый год, он начинает продавать туры иногда вовсе без наценки или ниже себестоимости, лишь бы привлечь оборотные средства». Но получив деньги от своих клиентов за летнюю путевку зимой, туроператоры совсем не торопятся их направить по назначению. Они всего лишь бронируют места в отелях и билеты на перелет, а необходимую сумму оплачивают наполовину или вовсе обещают внести ее «по факту». А пока срок до отправки клиентов не наступил, туроператоры привлекают кредиты в банках либо прокручивают собранные средства на стороне.
А когда приходит время платить по счетам — отдыхающие уже заселены в зарубежных отелях, — турфирмы заявляют, что у них попросту нет денег.
При этом если раньше, чтобы избежать обмана, достаточно было порекомендовать обращаться только к крупным туроператорам, то сейчас этого недостаточно. Что же говорить про мелких игроков рынка, таких как турагентство «Скай-тур», которое обанкротилось в тот же день, что и «Южный Крест». Пусть эта фирма работает на рынке только с 2011 года и у нее относительно небольшой оборот, но ее уход подчеркивает, в каком глубоком кризисе находится наш туристический бизнес.
Невольно задаешься вопросом: если помимо турагентств банкротятся крупнейшие туроператоры, то кому можно доверить свои кровно заработанные на отдых деньги?!
«Постараться заранее узнать, оплачен ли ваш отель и авиаперелет. Выбирать операторов, застрахованных только в крупных страховых компаниях. Также стоит узнать, какие финансовые обязательства у оператора. Это можно сделать с помощью Единого реестра туроператоров. Впрочем, надежнее всего самостоятельно забронировать отель и перелет. Так вы точно будете застрахованы от непредвиденных обстоятельств», — советует Клейменов.
http://www.mk.ru/economics/2014/09/1...m-biznese.html