Тема "Великого сиротства" у Достоевского и Платонова
Как бы предвосхищая духовное состояние человечества в XX столетии вообще, и поведение чевенгуровских коммунаров А.Платонова, в частности, Версилов раскрывает читателю сущность «великого сиротства».
Версилов описал, преимущественно, сиротство метафизическое, которое покрыто вселенской безмерностью и земной безысходностью. Он говорит о том, что людей оставила «великая прежняя идея» и это идея – идея о Боге. В результате, люди стали сиротами и в поисках духовного и физического тепла «стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее».
Последствия данной оставленности, как покажет время и история, будут трагичны по своей сути и необратимы. Так, более чем через полстолетия, когда, как писал И.Бунин, было «странно взглянуть на все эти столь грубо одичавшие за пять лет «берега» и, в частности, на те изменения и разрушения, что произошли в усадьбе за время пятилетнего мужицкого владычества над ней… снова войти в тот дом, где родился, вырос, провёл почти всю жизнь и где теперь оказалось целых три новых семейства; бабы, мужики, дети, голые потемневшие стены, первобытная пустота комнат…». Достоевед А.В.Архипова в работе «Подросток» в творческом восприятии Александра Блока» писала: «Подросток» - роман о Петербурге, роман об отцах и детях, о распаде семьи, о русском дворянине-интеллигенте, утратившем связи со своей средой, своей семьёй и своим народом, интеллигенте, мучительно переживающем утрату этих связей. И ещё это роман о любви – роковой, неразумной, любви-«фатуме», как сказано у Достоевского, любви, переходящей в ненависть. Всё это характерно и для блоковских размышлений, для его биографии и для его творчества. Разумеется, не «Подросток» только, а всё творчество Достоевского было глубоко воспринято и по-своему интерпретировано во многих произведениях поэта. И может быть, «Хозяйка» и «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке», «Бесы» или «Дневник писателя» Блоком упоминались и цитировались чаще, чем «Подросток»; связи же с «Подростком» многих произведений Блока не лежат на поверхности». Не лежат они на поверхности и у Платонова.
Роман Платонова «Чевенгур», вцелом, был завершён в конце 20-х годов XX века. Писателю удалось в нём показать с большой художественной выразительностью и философской глубиной трагедию «оттёртости», «оставленности», «сиротства» людей, ставших заложниками новой идеи светлого будущего. В романе Платонова люди будут вынуждены прижиматься друг к другу в поисках духовного и физического тепла. Думается, что Платонов очень точно уловил суть новой идеи, которая, главным образом, была основана на материальном и экономическом благополучии, нежели на нравственно-духовном. Возможно, именно поэтому в произведениях писателя большое место уделено телесному началу. «Равнодушно обитал пролетариат на том чевенгурском кургане и не обращал своих глаз на человека, который одиноко стоял на краю города со знаменем братства в руках, - писал Платонов. – Над пустынной бесприютностью степи всходило вчерашнее утомлённое солнце, и свет его был пуст, словно над чужой забвенной страной, где нет никого, кроме брошенных людей на кургане, жмущихся друг к другу». Брошенные люди на кургане, которые жмутся друг к другу – это платоновский символ революции. Любая революция порождает брошенных, никому не нежных людей - так называемый "отработанный материал"...