Гостиница в Волгограде - уже не выгодно!
На сегодняшний момент в городе планируется строить 16 гостиниц при уже существующих 41. Парадокс в том, что данное количество превышает недостаток мест для проведения чемпионата более чем в 3 раза. Из заявленных 7500 мест на срок проведения, 6500 обеспечивают действующие гостиницы, а 1000 оставшихся мест могут обеспечить максимум 5 новых гостиниц.
Оптимизм инвесторам и строителям внушает бум, который создаст вокруг себя чемпионат и они ожидают гораздо больший поток туристов чем заявлено, надеясь на нем существенно заработать и вернуть часть своих средств. При этом следует отметить, что до проведения чемпионата рынок для новых гостиниц будет неинтересным – для текущего потока туристов и деловых поездок имеющегося количества более чем достаточно. Средняя загрузка гостиниц по городу колеблется на уровне 30-40% в год. А это значит, что гостинице из 100 номеров со средней стоимостью номера 3000 руб. удается заработать из возможных 109,5 млн. руб. в год максимум 27,5 млн. руб. Повышение цен в условиях продолжающегося кризиса положение для гостиницы не улучшит, так как существенно повлияет на загрузку гостиницы.
Чем же руководствуется современный инвестор, активно берущийся за работу по строительству новой гостиницы в преддверии чемпионата? Тем фактом, что чемпионат длится целый месяц и во время него он уже сможет окупить свои вложения. К сведению, строительство одного нового номера в отеле 4* обходится в 2,4 млн.руб, а номера в отеле 3* в 1,6 млн.руб. Представим себе новую гостиницу на 150 номеров, класса 3* в центре города. Несомненно, она будет пользоваться успехом и будет загружена на 90-95%. Средняя стоимость места в подобной гостинице составляет 3500 руб. (113$). Потенциальный инвестор, как выясняется в ходе простых арифметических расчетов, заработает на чемпионате максимум 12 миллионов за месяц на проживание. Представим себе так же, что гости будут так же питаться в гостинице и это принесет еще 2,5 млн.руб. Столь высокий доход следует так же уменьшить на сумму налогов, заработную плату, взносы, прочие расходы и т.д. Тем не менее, даже при заработанных за месяц 14,5 млн.руб. окупить гостиницу, стоившую инвестору 240 млн. за время проведения чемпионата не удастся.
Большая часть инициаторов гостиничных проектов указанную выше ситуацию прекрасно понимают и уповают на то, что цены на период чемпионата можно увеличить чуть ли не вдвое. Но события Олимпиады в Пекине, королевской свадьбы в Лондоне показали, что это утопический путь. Во время проведения Королевской свадьбы ситуация с гостиницами в Лондоне была аналогична ситуации в Волгограде: ожидалось, что предложение услуг будет существенно превышать спрос, но тем не менее цены на большинство номеров остались на прежнем высоком уровне, а у некоторых еще и были повышены. В результате этого, часть гостей города из-за высоких цен решили разбить лагеря на улицах. А показатели уровня заполняемости гостиниц значительно снизились в течение недели, когда проходила королевская свадьба. Во время проведения Олимпийских игр в 2008 году к большому огорчению владельцев гостиниц столицы, на Игры прибыло чуть больше половины ожидаемых туристов. Из-за этого десятки тысяч гостиничных номеров, в которых были подняты цены, остались пустыми. Будущему отельеру следует осознать тот факт, что многие туристы, увидев рост цен на размещение в отелях, просто откажутся от их бронирования.
Вывод прост: строить гостиницу только в преддверии чемпионата крайне необдуманный шаг. Однако, если инвестор планирует построить гостиницу надолго и упорно над ней трудиться, то ему следует быть готовым к следующим трудностям:
• срок окупаемости гостиницы 3* - 8-10 лет, гостиницы 4* - от 12 лет и выше, при условии, что инфляция будет практически нулевой;
• в гостиницах класса 3* и 4* неприемлемо экономить на обстановке, инфраструктуре и персонале – самый дешевый диван, пластмассовая труба и менеджер без высшего образования не позволят пройти категоризацию и получить заветные звездочки;
• ситуация с персоналом в городе крайне плачевная – укомплектовать хотя бы службу приема и размещения, службу сервиса и обслуживающий персонал ресторана англоговорящими работниками будет очень дорого стоить или окажется практически невозможным. В условиях увеличившегося спроса на подобного рода персонал существенно повысятся и цены него, а качество, наоборот, понизится;
• спросом будут пользоваться не новые гостиницы, а гостиницы, зарекомендовавшие себя на рынке – если Вы не накопите лояльную клиентскую базу рассчитывать на большую загрузку не стоит;
• рынок гостиниц в городе уже поделен – отвоевать собственный сегмент получится только при помощи продолжительной дорогостоящей рекламы или дэмпинговых цен;
• в глаза гостям будут бросаться громкие имена. Например, в течение 2-х лет в Волгограде по адресу ул. Профсоюзная, 13 будет построен отель Hampton by Hilton группой компаний «Столия». Данный факт задает общий вектор развития будущим отелям – Hilton это всегда преиум-класс и премиум-услуги, и с ними нужно уметь конкурировать, иначе к Вам просто не пойдут.
В заключение хочется отметить, что Волгоградская область судя по последним исследованиям одна из самых инвестиционно-непривлекательных регионов для бизнеса. Гостиничная же отрасль и вовсе на сегодня находится в аутсайдерах. Прежде чем строить гостиницу задумайтесь и посоветуйтесь с маркетологом, может быть выгоднее и удобнее положить деньги на депозит под 10% годовых или построить офисное здание со сроком окупаемости 4-5 лет?