Сравнение работы общественного транспорта в австрийском Линце и итальянской Венеции
Фото для "затравки". Сюда ходят только речные трамвайчики.
Некоторое время назад, мне нужно было на пару дней съездить в замечательный город Венеция. В передвижениях по нему я пользовался общественным транспортом, а заодно решил сравнить его реализацию с тем, что хорошо знакомо мне в Линце.
В большой Венеции, которая расположена на материке, основными видами транспорта являются автобусы, трамваи и электрички. Также хорошо развит велосипедный транспорт с автоматизированными станциями велопроката.
Велодорожки в "новой" Венеции
Сегодня я буду говорить именно о «новой» Венеции, а не об историческом центре с гондолами по 100 евро и гондольерами, которые не стесняются брать с туристов такие деньги.
В итальянских городах есть серьезные проблемы с трафиком и коррупцией. А в таких городах, как туристическая Венеция, эта проблема выходит за рамки внутригородских сложностей. Местные власти всерьез развивают общественный транспорт и вкладывают в это колоссальные деньги. Например, в 2014 году, когда я последний раз был в Венеции, до островной части города можно было добраться лишь на электричке и автобусе. За пару лет в старую Венецию проложили трамвайные пути.
Монорельсовый трамвай. Платформа удобная, как у электрички
Сами трамваи очень странные. Они используют одну рельсу и резиновые колеса для движения по улице. Но вместительность вагонов не вызывает нареканий. Они тихие, комфортные и очень просторные. Постоянные читатели канала знают, что я часто пишу о мелочах и тонкостях, в которых кроются все проблемы. Расскажу и о них.
По такому монорельсу ездят венецианские трамваи. Итальянцы просто не могут не выпендриться
Для того чтобы воспользоваться общественным транспортом, нужно приобрести проездной билет. На остановке его купить нельзя. Для этого нужно зайти в ближайший магазин «Табак», где придется объяснить, сколько и каких билетов вы хотите приобрести. При этом говорить с вами будут скорее всего на итальянском без малейшего понимания английского, но и без осуждения.
В Линце есть недорогой билет на весь день без ограничений по видам транспорта. Он стоит 4,5 евро, и за эти деньги можно получить комфортное передвижение на сутки. В Венеции такой билет возможно и существует, но в магазине «Табак» вам будет очень сложно его купить без знания итальянского. Стоимость такого билета будет около 7 евро (почти 500 рублей), но одна поездка на транспорте обойдется вам значительно дешевле – 1,5 евро (105 рублей).
Так выглядит билет на общественный транспорт в Венеции
В качестве плюсов можно отметить, что все виды общественного транспорта Венеции добавлены на Google maps, и с помощью приложения на телефоне можно проложить маршрут с использованием общественного транспорта Венеции. А вот транспорт Линца до сих пор не отметился на картах от Google, так что карты не умеют использовать троллейбусы и трамваи при построении вашего маршрута. В Линце, когда нужно узнать каким видом транспорта можно добраться до нужного адреса, вам необходимо загрузить специальное приложение на телефон, которое указано на любой остановке. А еще вам понадобиться установить второе приложение от linz ag, чтобы купить электронный билет, если вы не хотите покупать бумажный. Довольно странное «удобство» в 2018 году для жителей Линца.
В Венеции приложение для построения маршрута есть, но оно очень сырое и неудобное. А вот электронных билетов не существует, во всяком случае я найти так и не смог. Нужно покупать билет одним из двух способов: за 1,5 евро в магазине «табак» или за 3 евро прямо в автобусе у водителя. За эти деньги вы можете пользоваться транспортом один раз, но не более 75 минут. При посадке в транспорт билет должен быть активирован.
Реклама приложения для ориентирования в транспорте Венеции. Работает, но криво
Получается, что одноразовая поездка в Линце (2,3 евро или 160 рублей) дороже чем в Венеции (1,5 евро или 105 рублей). Правда автобусы в Венеции довольно старые и небольшие по размеру. Они не подходят для людей с ограниченными возможностями и для родителей с колясками. Также в автобусах полностью отсутствует информация о маршруте и следующей остановке. То есть необходимо самостоятельно следить за дорогой и знать, на какой остановке вам выходить.
Бумажное расписание движения транспорта на остановке
Транспорт ходит по расписанию, но на автобусных остановках есть только бумажный вариант, а электронные табло отсутствуют полностью. При этом четкого соблюдения расписания нет. Мои автобусы приезжали с небольшим опозданием.
Здесь венецианцы ждут свои гондолы, то есть автобусы
Итого: чтобы воспользоваться общественным транспортом нужно выучить итальянский язык, разобраться с приложениями, маршрутами и закладывать дополнительное время на опоздание транспорта или взять машину в аренду и забыть все эти проблемы. Скорее всего в следующий визит я так и поступлю.
Зато велодорожки везде отделены и от пешеходной зоны и от автомобилей. Использовать их в качестве парковочной полосы не выйдет.
Даже при наличии больших денег, которые городские власти инвестируют в общественный транспорт, проще его не использовать, чем разбираться со всеми тонкостями. Чтобы сделать его комфортнее можно, например, установить автоматы по продаже билетов, как в Линце. В этом автомате должен быть выбор языка интерфейса, и покупатель сможет на родном английском или русском купить подходящий билет.
Также можно разработать удобное приложение для смартфонов, чтобы человек мог оперативно приобрести билет без дополнительных заходов в магазин, который может быть вечером вообще закрыт. Сам общественный транспорт должен вызывать приятные ощущения и должен быть интуитивно понятен. При поездке в автобусе остановки должны не просто «объявляться», но и дублироваться визуально в салоне автобуса, как и должен быть крупно и понятно изображен маршрут движения транспорта с названием остановок. Тогда туристу или приезжему будет удобнее и выгоднее воспользоваться общественным транспортом.
Каждый человек сравнивает цену аренды автомобиля, которая может составить около 20 евро в день + бензин и парковки и стоимость билета на транспорт + сложности с его использованием.
А в старой Венеции все строго. Российскому десантнику никаких развлечений.
Анализируя опыт разных городов, я заметил, что выделяемые средства на городскую среду и комфорт — это важно, но наличие инвестиций не всегда приводит к решению проблем города. Когда цель освоить деньги так, чтобы можно было попросить еще, проблема точно никогда не будет решена, а мне как приезжему будет проще взять машину в аренду.