Наставления
Является ли грехом использование взломанных версий платных компьютерных программ?
Является ли грехом использование взломанных версий платных компьютерных программ?
9.09.2006 Максим г. Москва
Дорогой Максим!
Если использовать «взломанные» версии платных программ не разрешается законом, то, конечно же, такое использование греховно. А значит, надо или отказаться от этого, или, в случае вынужденного использования их, обязательно каяться на исповеди.
Умудри тебя Господь.
Не эквивалентно ли удаление копий одних и тех же икон и текстов выбрасыванию (уничтожению) икон и текстов в реальности?
При скачивании икон и священных текстов приходится закрывать "окна" с иконами и текстами. Не эквивалентны ли эти и подобные им действия (например, удаление копий одних и тех же икон и текстов) выбрасыванию (уничтожению) икон и текстов в реальности? Как поступать в этих и подобных им постоянно возникающих ситуациях (вообще, насколько правила обращения со святынями в реальности распространяются на святыни, помещенные в виртуальное пространство)?
11.07.2005 Игорь Краснодар
Уважаемый Игорь!
Нам не приходилось обдумывать такую ситуацию, и посему наш ответ не претендует на истину, а будет, скорее, попыткой размышления.
По энциклопедическому словарю «виртуальная память» - «кажущаяся память», а «виртуальное перемещение» - «возможное перемещение». Если это действительно так, то не было бы и греха при удалении изображений и текстов, тем более, что это не «выбрасывание» в какое-то иное место, если бы это «удаление» совершалось без свидетелей, т. е. зрителей, пользователей интернета. Ведь восприятие зрителями изображений в какой-то мере объективирует, превращает эти изображения в своего рода реальность, и это налагает на творца таковой реальности определенную ответственность. И, наверное, изображаемое на экране не менее реально, чем картины, рисуемые нашим воображением. А ведь за греховные мечтания, например, приходится каяться на исповеди. И нам кажется, что экран можно уподобить школьной доске, на которой мелом пишут разные полезные вещи, а когда они усвоятся, то стирают их для новых записей. И в этом, конечно же, нет греха.
Умудри Вас Бог!
Об отношении православных к Интернету
Хочу спросить вас об интернете, так как часто пребываю в нем. Правда ли, что Святой Апостол Иоан Богослов покровитель интернета? Как православный должен относиться к
интернету и компьютерным технологиям вообще? Есть ли какие нибудь специальные молитвы перед началом работы за компьютером?
17.02.2005 Алексей г. Санкт-Петербург
Уважаемый Алексей!
Интернет – это всего лишь инструмент или средство общения, а нравственная и духовная оценка этого явления целиком определяется тем содержанием, той информацией, которую люди вкладывают в него. Если это слова веры, любви и сострадания, то такое использование интернета служит добру. А если на нем размещаются призывы злобы, ненависти, зависти, разврата и всяческих соблазнов и лжи, то это пагубно. Впрочем, этими же мерками оцениваются и все иные средства связи и массовой информации: газеты, журналы, телевидение. Телефон и пр.
Св. Ап. Иоанна Богослова лучше бы оставить в покое, а не вовлекать его святое имя в бездумные спекуляции.
Перед занятием с компьютером подобает читать молитву из молитвослова перед началом всякого дела.
Храни Вас Господь!
О кошерных продуктах
Здравствуйте! Мы с супругой купили ребенку кашу. Дома увидели маленькую надпись на коробке: "кошерно". Можно ли православному вкушать кошерную пищу? Если нет, то почему? Спаси Вас, Господи.
15.08.2004 Дмитрий Москва, Россия
Уважаемый Дмитрий!
Слово "кошерно" на упаковке продукта означает, что этот продукт изготовлен в соответствии с требованиями иудейской веры и, возможно, что над ним совершалась иудейская молитва. Т. е. этот продукт относится уже к ритуальной пище. Вкушать такую пищу православным христианам запрещается Апостольским правилом № 70, которое гласит: "Аще кто, Епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с Иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как то опресноки или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Впрочем, поскольку Вы купили кошерную пищу по неведению, то можно не выбрасывать ее, но перед едой прочитать над ней принятые у православных молитвы, например: "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся" и прочие по обычаю, и, благословив еду, употребить ее во славу Божию. А впредь быть внимательным при покупках, ибо теперь немало сектантов (кришнаиты, секта Муна, и т. п.), которые тоже продают свою ритуальную пищу.
Умудри Вас Господь!
Где в православной литературе можно прочитать о космосе?
Скажите, пожалуйста, а правда ли Земля вертится, все планеты вращаются вокруг Солнца? Где в православной литературе можно прочитать о космосе, кроме того, как Господь сотворил землю, воду, звезды и др. Спасибо.
30.03.2004 Алла Москва
Уважаемая Алла!
С Вашим вопросом лучше обратиться в Московский богословский институт или в Московскую Сретенскую семинарию (ул. Лубянка, 19). Если есть возможность, то разыщите и прочтите книгу русского религиозного философа В.Н. Ильина "Шесть дней творения" (2-е издание ИМЕА-PRESS, Paris, 1991 г.)
Из аннотации к книге: "Владимир Николаевич Ильин (1891-1974), окончивший в Киеве три факультета, в т.ч. и естественный, мыслитель, агиограф, литургист показывает в этой книге на основе научных данных 20-х гг., что боговдохновенное учение первых глав книги Бытия не противоречит науке…"
Мир Вам и благословение нашей святой обители.
Как православному человеку работать на фирме, укрывающей налоги?
Благословите, отче! Я работаю в фирме, в которой ведутся дела так же, как, наверно, в 90% других фирм, а именно: всякими правдами и не правдами стараются заплатить государству как можно меньше налогов. Если прямо - скрывают доходы (но по документам - все "шито-крыто"). Причем это, как правило, единственный способ в условиях конкуренции выжить фирме, мало-мальски обеспечить существование сотрудников. Как православному человеку, осознавая этот обман, продолжать работать?
6.01.2004 Сергий К. Екатеринбург
Уважаемый Сергий!
На Ваш вопрос обстоятельный ответ дается в выступлении председателя ОВЦС Московской Патриархии Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VII Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем 16-17 декабря 2002 г. в Москве. Назван доклад так: "К эффективной и справедливой экономике". Вот выдержки из него:
"…Церковь призывает своих чад к законопослушанию, однако нельзя не признать, что сегодня добросовестное соблюдение всех законов и подзаконных актов и административных решений ставит предпринимателя на грань разорения. Церковь напоминает законодателям, что их долгом является создание такой системы законов, которые не налагали бы на людей "бремена неудобоносимые". Однако если нынешнее законодательство подталкивает даже самых честных людей к обману государства, можно ли называть сложившуюся в России экономическую систему нравственной? Возможно ли применение этических категорий к совершенным экономическим отношениям? Сложившаяся ситуация не способствует формированию у российских предпринимателей представлений о деловой и хозяйственной этике… В создании основ справедливой экономики должны принять участие все институты гражданского общества, в том числе профсоюзы, различные объединения граждан, а также деятели науки и культуры, и, конечно, религиозные организации.
…Уверен, что силой Божией и в ответ на наши общие усилия, нестроения закончатся. Созидание всегда требует несравненно больших усилий, нежели разрушение, поэтому будущее России в огромной степени зависит от того, насколько мы готовы самоотверженно трудиться ради блага своей страны".
Мир Вам и благословение нашей святой обители.
"Дорогие ребята, - говорится в обращении. - Некоторое время назад мы утратили связь с вами, о чем очень сожалеем. Будем вам премного благодарны, если вы найдете хоть пару минут своего драгоценного времени и посетите нас. Очень скучаем и всегда помним о вас. Ваш родной военкомат".
Помимо обращения, на сайте опубликован список более чем из 300 молодых людей призывного возраста, с которыми военкомат "потерял связь".