Без заголовка
Майские 2008.
После Рускеала совместные творения человеческих рук и природы для нас не закончились. ЦБК или его прообраз существовал в Ляскеля ещё сто лет назад. Там же – первая местная ГЭС. На повезло приехать в самое половодье – Янисйоки - река мощная. А летом, в засуху, говорят, превращается в ручеёк. По Янисйоки организуют походы байдарочников, рафтинг, а отдельные самоубийцы проходят и через плотину – кошмар!
Ролик:
Дальше мы проезжали через Долину героев, которую называют ещё долиной смерти. Земля изрыта воронками и остатками траншей. Дальше, по дороге, многотысячные братские захоронения. Здесь зимой 1940 состоялся один из самых трагичных для Красной армии эпизодов Зимней войны с Финляндией. Растянувшуюся дивизию отрезали от тыла, разбили на 15 частей, каждую окружив колючей проволокой и минами, и выморили голодом, холодом, миномётным огнём. К Питкяранте прорвался отряд в полторы тысячи человек. Сейчас о войне напоминает памятник-крест с фигурами матерей, и дома, построенные на дотах.
Городок Питкяранта, - над многокилометровыми подземными коридорами. Шахты и завод закрыты в начале XX века. Городок (вернее, большая деревня) симпатичный, многие домики отремонтированы. Есть и современная часть. Работает ЦБК. Но чтобы развивать туризм, нужно чистить фарватер Ладоги от мусора старых заводов, и разведать рудники, куда можно водить людей. Один спелеолог полез, и его завалило бутылками. К счастью, выбрался.
Деревня Салми. Одна из самых больших в Приладожье церквей св. Николая Чудотворца построена на деньги Анны Орловой-Чесменской, которой от отца достались заводы, архитектором Й.К.Л. Энгелем, застраивавшим Хельсинки (по его проекту и кафедральный собор там возведён, недаром напоминающий русским туристам нашу провинцию). В лучшие времена храм вмещал полторы тысячи человек. Во время войны там устанавливали пулемёты, в результате здание сильно пострадало. Заходить внутрь опасно но, говорят, что-то из росписей сохранилось.
Мы остановились сделать несколько красивых снимков Ладоги.
Ночевали в поселке Видлице (в честь одноименной реки), в это месте впадающем в Ладогу. Гостиница переделана из общежития, простенькая, чистенькая, кому-то достались номера даже с удобствами. Вот ужин был от души, с жареной местной рыбой приготовления добродушных тётушек-поварих. Посёлок теперь в значительной мере дачный (особенно ближе к озеру), землю скупили жители Олонца и понастроили вполне симпатичные коттеджи.
Разумеется, ужин не мог заставить нас сидеть в комнатах, и мы через лес пошли к Ладоге.
Реку пересекает железнодорожный мост, что-то строится, наверное, для туристов – красота вокруг неописуемая, и на лодках покататься, и рыбакам найдётся занятие.
Самая сказка – где Видлица впадает в Ладогу.
В мае ещё лежал снег.
Цвела верба.
Хотя было холодно, но я зашла в воду.
Блики заката на Ладоге.
Примечателен подвесной мост через Видлицу. Увы, возле его опор устроена свалка мусора, что сильно испортило впечатление (на фотографии не ищите, не видно).
Вечером там спокойно и тихо. В жилой зоне ещё и чистота, но не везде.
В Видлице восстановлен и халтурно оштукатурен Георгиевский храм. А на реке у моста – прелестный островок, к которому мы сбегали утром до завтрака.
Старинный торговый город Олонец (ударение на второй слог). В своё время был в 40км от русско-шведской границы. Потом граница отодвинулась, крепость потеряла военное значение, обветшала, и никто не восстанавливал. Город мостов (перед опорами установлены ледорубы).
Реки называются Олонка и Мигрега. 40% обитателей – карелы-ливвики (есть ещё людики).
Для нашей экскурсии выходной открыли местный краеведческий музей. Здание построено в 80-х для компартии, но ей не досталось - теперь музей и музыкальная школа.
В нём - музей новогодней игрушки. Для карел ель - похоронное дерево, поэтому до сих пор на Новый год в дом вносят сосну. Петра Первого, перенесшего праздник с марта на январь (а теперь он приходится вообще на Рождественский пост) экскурсовод помянула скептически. Игрушки сюда присылают. Музей проводит акции - сбор старых игрушек в момент на новые, сбор открыток и т.д.
В Олонце мужики были в почёте. Жена в лодке гребёт - муж сидит рядом. Если ей скоро рожать, муж хочет взять вёсла, она ему: «не позорь меня перед соседями!».
Рассказывали о финской оккупации. Карелы, вепсы, финское и родственное им население считалось коренным (видимо, с предоставлением гражданства), остальных отправили в концлагеря. В лагерях для военнопленных умирали до 100 человек в день. В лагерях для тех, кто приехал в эвакуацию из Ленинграда и других городов голодали и за одного бежавшего расстреливали пятерых. Для местного нефинского населения всё-таки легче - была даже школа.
Я впервые услышала подробности технологии обработки речного жемчуга. Чтобы затвердел - жемчужины покрупнее два часа держали во рту, помельче - под мышкой или под грудью.
Олонецкие карелы не запирали дверей. Наверное, это в воздухе. Я впервые попала в компанию, где к запорам относятся легкомысленнее меня. Я записалась поздно, попала на трёхместное размещение. Так вот одна дама из нашей комнаты приходила раньше меня и второй женщины, с которой мы вместе допоздна гуляли. Она преспокойно ложилась спать с незапертой дверью. А в Видлицах мы заперлись на ночь только потому, что иначе дверь открывалась и дуло
Нам рассказали о быте и некоторых обычаях карел - как всегда в краеведческих. Карелы добавляли в хлеб сосновую кору. Чистый хлеб ел только хозяин-добытчик и дети.
Наш водитель, уже не первый раз слушавший экскурсии на трассе или обзорные, уверял: у каждого своя версия. Наверное, в музеях та же история.
Запись размещена в сообществах:
ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ
Красивые пейзажи
А мы идем, шагаем по Земле!
Путешествие по России...
ОТЗЫВЫ о путешествиях
ПИТЕР - МОЙ ГОРОД !
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
[url=http://blogs.mail.ru/community/provinciya/22A245B9EC3B9002.html] Провинции России
Клуб фотопутешествий
Туризм в России и СНГ
Карелия...
п.с. а по Янису мы на рафтах сплавлялись - здорово!!! быстро, мокро, весело!!! =))))