Фильм «Конклав» (The Conclave), 2006
Фильм оправдал мои ожидания с первых же кадров, с заставки, совмещающей средневековые фрески так, что изображение кажется объёмным и многослойным (хотя я смотрела в обычном формате). Конечно, есть анахронизмы (например, Ваноцца знакома с Борджиа во время конклава по избранию папы Пия II, наверняка и другие ошибки, исторически более важные), но в целом понравилось. Будущий папа Александр VI показан молодым человеком, озабоченным прежде всего личными делами – выживанием в первую очередь (что в его ситуации задача нетривиальная), благополучием семьи и любовницы, сохранением доходной должности. Хитрый волчонок, сумевший вовремя сыграть на колеблющейся чаше весов. Судя по истории, правдоподобно.
Кардиналы интригуют, составляют партии, пускают в ход золото, обещания и угрозы. Характеристика «он верит в Бога» ставит иерархов в тупик, как нечто непонятное, «практические люди» пытаются свести это к суеверию и ханжеству. С явной симпатией, хотя и в эпизодах, показаны два выдающихся церковных деятеля, пытавшихся во времена падения Константинополя (действие происходит через пять лет после захвата Царьграда турками) объединить восточную и западную христианские Церкви – Виссарион Никейский и митрополит Киевский Исидор.
Но когда папа всё-таки избран, его главный противник падает ему в ноги, создаётся ощущение, что на эту шайку жуликов и воров, среди которых случайно затесались несколько идеалистов, снизошла благодать Божья. Папа вместе с неудачливым претендентом плачет от счастья. Другой кардинал радостно объявляет Риму – «habebum papam» (у нас есть папа). Всё прекрасно, Родриго скачет хвастаться к успевшей втихаря наставить ему рога возлюбленной, поцелуй в диафрагму на фоне (цинизм со времён LEXX создателям не отказал) висящего трупа одного из приспешников то ли Борджиа, то ли его врагов – я запуталась. Молодых счастливых любовников мелкая деталь не смущает, да и зритель не сразу сообразит, что там за туша на заднем плане.