Поиск Написать

Про литературу

вот мучает меня последнее время вопрос: зачем в школе такой милый предмет как литература? Только внятно, пожалуйста. Запомнить ФИО писателей и названия произведений для написания сочинения? Причем чтение самого произведения - по желанию трудящегося, т.е. учащегося. Я, например, в школе из школьной программы прочитала то, что успела до "прохождения". Все остальное : "Туренов хотел показать. что Базаров...", "Толстой в своем бессмертном произведении..." , "Катерина - луч света.." блин. Для этой галиматьи читать ведь не обязательно. В подростковом возрасте про Катерину - ну, не знаю, меня всегда возмущало: утопилась видете ли, послать всех к ... А о том, что Достоевского можно читать узнала уже далеко после школы. В общем, вредный предмет - любви к чтению привить не может, только отвратить, неужели только для сочинения на вступительном, или чтоб "правильно" все видеть.
Примечание: Это у меня поздневесенее обострение.

Комментарии:
У меня чтение хорошей литературы (именно это я думаю, т.к. врожденная грамотность - ИМХО миф) выработало способность сносно говорить и писать по-русски (есть конечно слабые места в расстановке знаков препинания, да и в интернете общаюсь другим языком частенько), все-таки после Достоевского и Чехова не могу читать литературную шушеру. Физически не могу -)) Всегда читала классику (нашу и переводную) и не понимала, что такое бульварная литература. Взявши в больнице любезно подсунутый любовный роман, поняла и больше никогда в руки не брала -)

пы.сы. "Войну и мир" прочитала до половины. Чем закончилось и даже что было в прочитанной половине - до сих пор для меня тайна.
Мне на уроках лит-ры было оч интересно. И читала все, что "давали". Но поняла смысл прочитанного только повзрослев и перечитав.
зачем в школе такой милый предмет как литература?
1. Чтобы научиться мыслить, говорить и писать по-русски. Что б потом, когда ты станешь, например политиком, телеведущим, членом правительства и пр. не бекать, не мекать, глаза не таращить, а просто связно изложить, то что хотел сказать.Хотя навык этот необходим и всем обычным (непубличным)людям.
2. Что б набраться хотя бы книжного ума, который затем состнесется с практическими навыками и облегчит жизнь.
3. Научить людей любить книгу. Это очень пригождается при дальнейшей учебе (после школы).
Другое дело ,что преподают литературу не от души. У меня была учительница, Сталина Фёдоровна, я ей очень благодарна. Она учила понимать читаемое и делать выводы.Причем делала это весьма ненавязчиво.
Кроме того, мне кажется,что программа школьная построена не совсем удачно. В смысле подбора авторов и произведений.
С Зайкой совершенно согласна. Когда вырабатывается вкус к хорошей литературе, я бы даже сказала, к вкус к слову, к хорошему языку -читать лабуду не хочется.
Не знаю, насчет интересно. Просто умирала на литературе, притом, что оказаться где-то без книги - ломка. Произведения, которые на литературе изучаются - они не для детей и подростков. Просто в силу отсутствия жизненного опыта. Я многие книги перечитываю - через какое-то время видишь что-то новое,а раньше этого просто не было видно, изменился сам- изменилось видение мира. А в школе вместо своего видения мира ( какой бы ни был ограниченный опыт, а все же свой) - дается некая схема: классик отобразил, показал, разоблачил. А чем хороша литература - каждый что-то свое находит. А в школе никого не интересует, а что это там Вася Пупкин в этом произведении почерпнул, что понял. Вася должен отбарабанить "... показал... обличил...". а иначе Вася дурак, нихрена не образованный. И нечего тута с Белинским спорить, Белинский он того, типа тоже классик.
Шепотом: А я читаю бульварную литературу: детективы, фантастику, иронические женские детективы . Бывает неплохо вроде (перед Зайкой прямо неудобно даж)
И по поводу врожденной грамотности: бывает, не миф.
Ребенок не читает ничерта, пишет грамотно, правда без знаков препинания, мне тут информацию выдали, что знаки препинания - другое полушарие. ( Забыла уточнить какое).
В детстве очень любила читать классику, прочитала намного больше, чем в школьной программе и даже записывала умные мысли в тетрадочку. Учитель литературы и я видели в этих книгах разное, например «Что делать» по моему любовная муть. Сейчас от классики воротит, читаю детективы, фантастику и НК (выборочно). Удивлялась на днях, что «Принц и нищий» в Америке изучают студенты, я считала, что это детская книжка.
Я тоже читаю иронические детективы, фантастику , новинки, которые все читают-надо же быть в курсе. Не читаю: любовные романы(все одинаковые), триллеры, крутые детективы и фантастику ради фантастики, где одни навороты.
Очень люблю произведения с иронией, независимо от жанра.Например О.Генри, Генри Каттнер, Шекли, Хмелевская, Конецкий...
Ещё вещи, в которых своеобразный язык, которые читаешь именно из-за слова, слога, поворотов мысли.Бунин, Куприн, Чехов, Достоевский,Селинджер, Ремарк,Моэм, Цвейг, ........
Ещё добрые книги. Моя любимая книга "Убить пересмешника" Харпер Ли.
Ещё человеческие мемуары. Например "Алмазный мой венец" и "Колодец забвения" Катаева...
Короче-читать люблю, времени нет на чтение.
Мне кажется, очень сильно от учителя зависит. Мне повезло, наверно. И сочинения я любила писать. Да, надо было "оттарабанить" положенное, но не возбранялось и собственные мысли дописать. А еще их заставляли складно и стилистически грамотно изложить, думаю, в этом и есть основное достоинство литературы как школьного предмета - необходимость учиться излагать мысли.
Не люблю классику, не люблю поэзию, хотя и прочитала немало, но литература как изучаемый предмет была одним из любимых в школе.
В подростковом возрасте про Катерину - ну, не знаю, меня всегда возмущало: утопилась видете ли, послать всех к ...
Дочь, прочитав "Грозу" в 10-м классе, очень прониклась, жалела Катерину. Когда она мне сказала, что они с друзьми на прогулке обсуждали это произведение, я была слегка шокирована. Книжки она в руки берет крайне редко, а в школе захотелось получить хорошую отметку, поэтому появился стимул взять в руки классику. Так что пусть будут уроки литературы. Кстати, я сама всегда читала все произведения по школьной программе. Не смогла осилить "Преступление и наказание", которое так и не прочитала, хотя после школы читала другие произведения Достоевского, ну и "Война и мир" прошла мимо меня в школе. Читала лет в 20. Понравилось, но военные сцены пролистывала.
перед Зайкой прямо неудобно даж
да ничего страшного -) главное чтоб самому комфортно было читать. вот статью сейчас изучала про то, что Агата Кристи в своих детективах какие-то слова расставляла, которые вводили читателя в транс... Агата Кристи и правда нравится... Я вот чего не люблю - так это экзерсисов в духе "ее соски напряглись, и он понял, что она его любит. и они жили долго и счастливо". Уж лучше "Война и мир".
но военные сцены пролистывала
Мир прочитала, войну не стала.
вот в том-то и вопрос, если попадется хороший преподаватель - что-то и привьет, какую-то любовь к чтению, если нет - то в этом виде способность вызвать любовь у этого предмете под вопросом. Сейчас многие произведения чтобы понять - необходимы еще и параллельные, если можно так выразиться знания. У Пушкина в "Сказке о мертвой царевне..." - "...Царица злая, ей рогаткой угрожая...". Много ди преподавателей объяснят, что это за рогатка? Нам не объясняли, узнала года через три - прочитала в каком-то взрослом толстом журнале.
Любовные романы сама читать не могу, как-то неубедительно во-первых, и неувлекательно во-вторых. А иронические произведения - просто праздник какой-то, наверное, с возрастом хочется уже голову себе незаморачивать. Нравится М.Успенский, Свержин. В институте достали "Мастера и Маргариту" - хохотала в сцене посадки кота в трамвай - подруга, которой дали книгу почитать возмутилась невероятно :"Я думала что-то хорошее, а ты ржешь..." . Короче, мне удалось спокойно. без спешки прочитать книгу. Все остальные оказались тоже серьезными девушками, потом удивлялись, где ты нашла там смешное. Правда я в конце еще и плакала.
Мне школа привила стойкое отвращение к русской классике. Читать из-под палки неприятно и любить русскую литературу просто из чувства протеста мне никак не хотелось. Достоевского не могу читать даже сейчас. Тут Бунина взяла в руки - ну и ужас, сплошной негатив - нищета, страдания, убогость и т.п. Зачем мне это все? Мурыжу его уже почти год, вроде классик, нужно причитать из чувства уважения хотя бы. Кстати, "Воину и мир" я целиком тоже не читала. Те места, где сражения, перелистывала без сожаления. Впрочем, сочинение написала на 5.
зачем в школе такой милый предмет как литература?
Меня этот предмет научил писал пространные сочинения на любую тему любого объема. Достаточно поверхостно знать о чем речь. Полезный навык для написания экономических обоснований в банк или благодарственных писем контрагентам.
Кстати, сейчас читаю научно-популярную литературу. В настоящий момент у меня в сумке "Буддизм. История и современность."
сплошной негатив - нищета, страдания, убогость и т.п. Зачем мне это все?
Жизнь наша так поменялась что ли? В юношестве и Золя читала и перечитывала, и Флобера. А сейчас сил на переживания не остается - только легкое чтиво, ну и научно-популярное тож почитываю. А предмет "литература" и "любовь к чтению" - такие разные вещи, и первый, увы, может убить второй.
Мне не нравится как в наших школах преподают литературу. Что касается любовных романов, то не стоит огульно их все хаять. Из той же серии - Война и мир (в части мира) и Анна Каренина, Гроза и многие другие произведения Великих.

А к Достоевскому любовь отбили напрочь в школе, обсуждением на протяжении всего года "Имею право или тварь дрожащая". И каждый считал своим долгом высказать свое мнение по этому поводу (по поводу этой фразы) употребляя, естественно, одни и те же слова, вобщем, так набило оскомину, что ни за одно другое произведение Достоевского не смогла взяться аж до сих пор. Спасибо, Андрей Борисович (наш учитель литературы).
Мне не нравится как в наших школах преподают литературу
ну не во всех же школах одинаково! даже в моей захудалой школе в провинциальной Астрахани находились отличные преподы, не задавливающие мысль обучаемых изречениями критиков, а приветствующие самостоятельное мышление.

Казалось бы, для грамотной устной и письменной речи достаточно предмета "русский язык", да? Но это не так. Приведу любимый пример: можно от корки до корки изучить учебник по боксу, но без спаррингов не получится настоящего боксёра. Тут то же: язык - это инструмент, владение которым надо наглядно демонстрировать, на хороших примерах.

От ребёнка (и семьи!!!) зависит, "забьют" ли ему мозг чужими мыслями и отвратят ли от литературы.

Конечно, многие мои одноклассники бекать и мекать, а для связки - матюкаться - от штудирования Достоевского не перестали. Но тут, я считаю, на них было изначально "положено" в семьях.
находились отличные преподы
Увы, их мало, на всех не хватит. Все-таки, мне кажется, сам принцип этого предмета - про произведение рассказать чужими словами - неверен.
про произведение рассказать чужими словами - неверен.
ещё раз расскажу про "Войну и мир". Мы с приятелем прочли книгу заранее, до того, как она "подоспела" по программе предмета. И уже тогда - ещё раз.
Думаете, кто-то смог бы после этого рассказать нам чужими словами об этой книге? Да ни в жисть.

Формализма и казёнщины в данном предмете избежать можно. Способ: самим читать книги и стараться сформулировать собственное мнение (ага, и долго думать, а как же!)

А насчёт того, что не для детей эти книги,классические то бишь... А какие - для детей?
Назовите,а?

Не вырастить бы из вчерашних детей инфантильных взрослых, делая скидку на "взрослость" книг!
не для детей эти книги,
Ну неинтересно мне в 16 лет было читать "войну и мир", особенно, как подавляющему большинству девочек, про "войну". Верно замечено: то, что прочитано до "прохождения" - здесь есть мнение, то, что проходить начали - заранее ясно, что полная ... Да разве б я прочитала Чернышевского во время "прохождения", хорошо, что раньше успела. А классику - если сейчас перечитываешь, то уже что-то понимаешь, это ведь произведения, для которых нужен уже какой-то жизненный опыт. И при перечитывании видишь каждый раз что-то новое, и удивляешься, как же я раньше этого не видела. Значит еще не готова ьыла увидеть именно это.
А инфантильных молодых людей - да, многонько в последнее время. Тенденция, однако. А литературу они "проходят", а не читают, а если и читают : "прочитать гл.такую-то,", то формально. А ведь хотелось бы, чтоб с любовью ( с лаской? ).
Значит еще не готова ьыла увидеть именно это
пока не попробуешь - так и не знаешь, готов ли ты это читать, или нет...
особенно, как подавляющему большинству девочек, про "войну"
неужто ж подавляющее большинство девочек не понимало, что война там - чистый антураж ?
Как, собственно, и везде, и всегда.
война там - чистый антураж
Увы, я и сейчас сцены где дерутся, стреляют ... пропускаю... Знаете. полстраницы ведешь взгляд - дерутся( стреляют)- вот результат: побили, победил, ранили - вот с этого места поподробнее. Хотя и не люблю произведения с подобными сценами, но встречаются, куда ж денешься. И драки смотрю только в китайских фильмах типа "Дом летающих кинжалов", или в комедийных боевиках - там не страшно, а иногда смешно.
 

Подтвердите удаление записи