Поиск Написать

Что принесет новый законопроект о начислении налога на имущество организаций?

Недавно был принят Госдумой закон о начислении налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Сейчас налог на имущество организаций уплачивается в Москве по ставке 2,2% в год от среднегодовой стоимости имущества. Платежи осуществляются ежеквартально. Базой для определения среднегодовой стоимости имущества является балансовая стоимость. Допустим, предприятие приобретает объект недвижимости - здание. Стоимость приобретения, т.н. первоначальная стоимость объекта, и будет отражена в балансе предприятия. Если стоимость эта соответствует рыночной, то предприятие и сейчас платит налог именно с нее, поскольку срок амортизации здания весьма велик (даже для каркасных зданий он не может составлять менее 15 лет).

Теперь рассмотрим ситуацию, когда предприятие само строит объект недвижимости. В этом случае первоначальной стоимостью данного объекта будет считаться величина совокупных расходов на строительство. Вряд ли эта величина будет значительно отличаться от рыночной стоимости здания.

Соответственно, больнее всего новый налог ударит по предприятиям, имеющим в собственности здания, балансовая стоимость которых минимальна. Что это за предприятия? Прежде всего, это различные акционировавшиеся заводы, НИИ, научно-производственные предприятия, сохранившиеся на территории Москвы и другие компании, которые давно владеют недвижимостью и ни разу не переоценивали ее. Вторая группа – предприятия, получившие недвижимость в собственность по заведомо заниженной, нерыночной цене. Конечно, владельцы таких компаний менее всего заинтересованы в значительном увеличении налога на имущество. При этом необходимо учитывать, что большинство сохранившихся старых московских предприятий де-факто превращены в офисные и торговые центры, предоставляющие помещения в аренду по вполне рыночным ценам. Многократное (если верить авторам законопроекта, в Москве рыночная стоимость имущества отличается от балансовой в 20-30 раз) повышение налога на имущество приведет к увеличению арендных ставок, и, соответственно, к росту цен, либо к ухудшению финансового результата компаний, что, в свою очередь, снизит поступление налога на прибыль. Даже если учесть, что владельцам «новой» недвижимости, балансовая стоимость которой близка к рыночной, предлагаемая ставка (1, 5% в 2014 г.; 1,7% в 2015 и 2% в 2016) позволит сэкономить на налоге, необходимо понимать, что цены на аренду в корпусах бывших НИИ поднимутся значительно. И переезжать арендаторам будет некуда, поскольку в новых офисных центрах цена аренды и сейчас для многих высока. Льготы, предложенные малому бизнесу (освобождение от уплаты налога по новой ставке недвижимости площадью менее 300 кв.м.), предполагают, что каждое малое предприятие имеет помещение в собственности, но это совсем не так. Большинство все-таки арендует офисы и магазины. Одним словом, опять малому бизнесу станет тяжелее.

Подсчитать эффект от изменений сейчас практически невозможно, поскольку пока никак не определена налоговая база – рыночная стоимость имущества. А без этого нельзя понять, какая именно часть недвижимости недооценена и в какой мере.

Но лично мне вообще непонятно, зачем нужен такой законопроект. Существующие правила бухгалтерского учета и сейчас содержат норму о переоценке имущества по рыночной стоимости. Правда, у нас это дело добровольное – компания сама решает, проводить такую переоценку или нет. Достаточно сделать проведение переоценки основных средств обязательным, и никаких специальных законов не нужно. Кстати, так предписывают и МСФО, к сближению с которыми мы вроде бы стремимся.



Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи