сегодня - Вербное воскресенье !
Это переходящий двунадесятый праздник. Всегда отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей (т.е. страданий) Его.
Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.
Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей )и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
В храмах За утреней присутствующим раздаются (ну или люди заранее запасаются и приходят в дом Божий уже "во всеоружии" ) зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6943.htm
http://orthodox.etel.ru/2005/14/voskres.htm
http://verbnoe.paskha.ru/istoria/evangelie/
Есть такая книжка «Толковые Евангелия воскресные и праздничные»(сост. протоиреем Александром Свирилиным). Написано в ней о главах Евангелий, которые читаются во всяком православном храме по определенным праздникам (кстати, любой воскресный день – это православный праздник).
Книжка понравилась тем, что на каждый кусочек из Священного Писания тут же даются разъяснения.
Вот что поведала эта книжка про Евангелия, читаемые в неделю шестую великого поста, т.е. в Вербное воскресенье.
Мирскими словами, все, кто был сегодня на службе в храме, слышали вот это (курсивом написан текст Евангелия, остальное – толкование вышеприводимого текста):
За шесть дней до пасхи пришел Иисус в Вифанию, где жил Лазарь, умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю , и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Пасха в год смерти Иисуса Христа приходилась в субботу и первосвященникам досадно было, что народ, при наступлении праздника, оставляет торжество и спешит из Иеручалима в Вифанию, чтобы видеть И.Христа и воскрешенного Им Лазаря. Они боялись, кА бы все иудеи, собравшиеся на праздник, увидев воскрешенного Лазаря, не уверовали во Христа; ибо многие приходили в Вифанию, и, увидев Лазаря живым, искренно уверовали в Господа. На сем основании они собрали заседание Синедриона и решили в нем убить вместе с И.Христом и Лазаря, чтобы таким образом стереть следы бывшего чуда и страхом заставить замолчать о нем. Но вышло то, чего они не ожидали:
На другой день множество народа , пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне царь Израилев!После воскресения Лазаря на Иисуса Христа стали смотреть, как на обещанного Мессию, Который сядет на престоле Давидовом и будет господствовать над израильским народом. Когда стало известно, что Христос на другой день – т.е. по окончании субботы, в воскресенье (по нашему), идет в Иерусалим , тогда множество народа, пришедшего на праздник, не только из иудеев, но из язычников, вышли из Иерусалима навстречу Ему с пальмовыми ветвями и восклицали: осанна, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Т.е. Благословен Грядущий по воле Господа! Спаси нас несчастных, над которыми тяготеет иноплеменное иго, воцарись над нами!
Иисус же, нашедши молодого осла, сел на него, как написано: не бойся дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.Сион – это гора, на которой построена была верхняя часть города Иерусалима. Дщерь Сионская – это то же, что граждане Иерусалимские и весь народ Израильский. Смысл приведенного евангелистом пророчества таков : «Принимай, народ Израильский, Царя Христа без страха, а с радостью. Это Царь благодатного царства, а не царства мира сего; не силою оружия приемлет Он это царство, но кротостью, тепением, перенесением страданий и крестной смерти (т.е. смерти на кресте). Этот Царь не подобен обыкновенным царям, которые совершают свои шествия на великолепных колесницах с многочисленной и славной свитой; Он восседает на мирном и кротком животном, покрытом бедными одеждами своих незнатных учеников, преобразуя призвание язычников в церковь Свою.
Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.Ученики не поняли тогда пророчества Захария о кротком Царе Мессии, и не отнесли этого предсказания к Иисусу Христу. После же смерти и воскресения Его и сошествия на них Святого Духа, когда явилась слава Божественности Иисуса Христа, и когда сердца учеников сделались чище и способнее понимать тайны Царствия Божия; тогда вспомнили они и поняли, что это было не простое событие, но исполнение древнего пророчества о восседании Его на осле и торжественной встрече Его народом.
Народ, бывший с Ним прежде, сведетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил Его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Здесь показывается пробуждение, по которому народ торжественно встретил Иисуса Христа, и указывается связь события входа Его в Иерусалим с событием воскресения Лазаря. Бывшие с Иисусом в Вифании и видевшие чудо воскресения Лазаря, свидетельствовали пред жителями Иерусалима и людьми, пришедшими на праздник, что этот Иисус, восседающий теперь на молодом осле, воззвал из гроба Лазаря и воскресил Его из мертвых. Этим и объясняется, почему народ так торжественно встречает Христа и радостно приветствует Его, как Царя Израильского народа, обетованного мессию.