Поиск Написать

Православие об астрологии

Если коротко - то православная церковь считает обращение к гадателям, прорицателям, астрологам и прочим магам и волшебникам СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ: грехом идолопоклонства, Т.Е. НАРУШАЮЩИМ ПЕРВУЮ ЗАПОВЕДЬ "Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене"
После рождества Христа астрология, как вид магии и демонообщения, была запрещена в Церкви Христовой

Отношение Ветхозаветной и Новозаветной Церкви к астрологии
В великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими видами волшебства под страхом смерти. <...Не ворожите, не гадайте. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь ваш. И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее> (Левит. 19,31;20,6).

Во Второзаконии мы также читаем о строгом предупреждении Господа не заниматься никакими видами волшебства и не общаться с теми, кто этим занимается, ибо именно за это увлечение волшебством (которое есть по сути союз с демонами) Бог и изгоняег народы с их земли, обрекает их на гибель, землю же ту отдает Израилю, который был верен Ему. <Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за спито мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь Бог твой, - Его слушайте...> (Втор. 18,9-15).

Пророк Исайя, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией , от имени Господа с иронией говорит: <Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени...> (Ис. 47, 12-14).

Здесь мы имеем прямое указание на бессильность всех видов волшебства перед волей и силой Божией и на неминуемую кару, постигающую тех, кто занимается магией и астрологией или прибегает к помощи оккультистов. При столкновении магов и волхвов с пророками и другими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7-9) мы читаем о том, как волхвы и чародеи противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и в конце концов вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея. В книге Бытия (41) повествуется о торжестве праведного Иосифа над волхвами и мудрецами египетскими, не возмогшими при всем своем магическом искусстве верно истолковать сон фараону. Пророк Даниил также многократно посрамляет халдейских мудрецов и магов (Дан. 2-4, 5).

Все это объясняется тем, что свои чудеса и пророчества сыны света совершают всегда силой Божией, Духом Святым; противящиеся же им волхвы, маги, астрологи, используя искусство волшебства, действуют силой демонической и естественно терпят поражение, противодействуя Богу.

В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16, 18), хотя казалось бы она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те <рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения>. Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.

Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму - волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13, 8-II). И наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди <...из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми> (Деян. 19, 19). Таким образом они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.

В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) сказано предельно ясно: <Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т. е. занимаются астрологией - Прим. авт.), шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это - да извержится>. (Требник, 1904, с. 195).

Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая астрологию , на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с демонами.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ, УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К АСТРОЛОГИИ
Святые отцы Церкви на протяжении всей ее истории также уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией .
Так, Тертулиан в своей работе пишет: <Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрология в этом случае уподобляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а астрология-ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, солхователи должны быть неминуемо наказаны> (Об идолах. - В кн.: А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. М" 1990, с. 167).

Татиан в <Речи против эллинов> пишет: <Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей>. (Татиан. Речь против эллинов. - В кн.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988,с.376-378.).

Минуций Феликс в своем <Октавии>, говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, <что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину>, и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями <не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или наоборот не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)...> (Марк Минуций Феликс. Октавии. - Там же, с. 574-575), т. е. тот самый маг, который, как мы уже указывали, явился одним из первых распространителей А. в Элладе.

Св. Иоанн Златоуст в своем поучении <О лечащихся от болезней волхованием> строго предупреждает, что нельзя ходить ко врагам Божиим волхвам и чародеям, ибо лучше умереть, чем к врагам Божиим идти. И что те, кто пользуются их услугами, умирают прежде времени и в муку вечную идут.

Св. Максим Грек пишет целую работу, направленную на разоблачение А как разновидности магии, связывающей человека с демонами. В письме неизвестному лицу, сопровождавшем ее, он пишет, что посылает труд, <низлагающий убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное> (Максим Грек. Послание неизвестному, сопровождающее одно из сочинений Максима Грека против астрологии. - В кн.: Д. М. Буланин. Переводы и послания Максима Грека. Ленинград, <Наука>, 1984).

Итак, мы видим, что святые отцы Церкви единодушно выступают против А, обличая ее как разновидность магии, средство общения с демонами, а астрологов сравнивают с <падшими ангелами, обольщающими род человеческий> и строго запрещают общение с этими <врагами Божиими>. Особого внимания заслуживает высказывание Татиана, показавшего безумие астрологов, которые нарекли созвездия именами животных, планеты - именами ложных богов, а потом из характера последних стали выводить судьбу человека или государства в зависимости от расположения этих <небесных тварей>. Очень убедительно звучат и доказательства Менуция Феликса, показавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам: 1) из-за случайного совпадения; 2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или увидели или узнали об этих событиях, или сами принимали непосредственное участие в их подготовке.




ПРИЧИНЫ СОВПАДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
Кроме вышеприведенных высказываний святых отцов и учителей Церкви о причинах совпадений некоторых положений астрологических гороскопов с реальностью, нам хотелось бы привести еще один фактор, объясняющий суть этих совпадений.

По законам, данным Богом, в мире происходит взаимодействие материальных объектов, и в частности, воздействие солнца, луны и других небесных светил и планет на живую и неживую материальную природу земли. Человек, будучи своеобразным микрокосмосом, соединяющим в себе духовные и материальные начала, естественно, испытывает на себе это воздействие. Так, например, профессор Чижевский в своих работах показал зависимость эпидемий холеры и некоторых других заболеваний от уровня солнечной активности (А. А. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. <Мысль>, 1976). Известно влияние фаз луны на психическое состояние определенного контингента людей (так называемое явление лунатизма при полнолунии). Видимо, по аналогии можно говорить и о воздействии других небесных тел на физическое и психическое состояние человека и даже, в определенной степени, на формирование его характера, индивидуальных физических и психических способностей.

Вероятно, указанные знания были также даны астрологам падшими духами. При знании определенных физических и психических свойств человеческого организма, а также возможных результатов влияния на него космических излучений в определенный момент времени можно предполагать то или иное поведение, физическое или психическое состояние человека. Отсюда случаются некоторые совпадения между предсказаниями гороскопа и реальностью.

Но характерно, что большинство предсказаний астрологов не исполняется. Это объясняется тем, что, кроме астрономического фактора, индивидуальные психофизические особенности человека определяют его наследственность, географическое место рождения, воспитание, питание и множество других второстепенных факторов. Что же касается судьбы человека, его жизни и смерти, то ко всем вышеперечисленным факторам прибавляется еще один, который и является главным и определяющим - промысел Божий о человеке. Особенно о человеке верующем, христианине, который предается воле Божией и постоянно ищет ее. Такой человек находится под особым водительством Господа. Сказано в Евангелии от Матфея: <Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены;> (Мф. 10, 29-30). Не христиане же, в силу отпадения от истинного Бога, в определенной степени преданы на волю случая, и их жизненный путь складывается из многих составляющих, в которых физические и психические природные задатки, а также космическое воздействие небесных тел играют уже большую роль. Вот почему для христианина верность астрологических предсказаний имеет практически нулевую вероятность, а для язычников определенную, хотя и довольно низкую, степень совпадения.




ВОЛХВЫ И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Некоторых смущает вопрос: если А носит демонический характер и использование ее является грехом, как же волхвы узнали время Рождества Христова при помощи А.?

На этот вопрос существуют два ответа, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

Первый ответ. Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета. В книге Чисел мы читаем: <Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля...> (Числ. 24, 17).

У пророка Исайи (Ис. 60, 1, 3, 6) сказано: <Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и слава Господня взошла над тобою. И придут народы к Свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню>.

В псалме 71 мы читаем: <Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары>.

Пророк Даниил (здесь необходимо четко понимать, что сам пророк Даниил никакой магией и А. не занимался, а поступал так, как вразумлял его Бог, в этом-то и было его преимущество перед волхвами, которые на многие вопросы не могли дать ответ), который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов (Дан. 2, 48), естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца (Дан. 9, 25). Эти данные, указывающие на события чрезвычайной важности (время, мес то и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение.

Второй ответ. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать А. возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что Бог <...хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины> (Тим. 2, 4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.

Из всего вышесказанного о волхвах, пришедших поклониться Христу, можно сделать вывод, что не благодаря магии и А. узнали они время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим. Так что никакой заслуги А. в факте пришествия волхвов по звезде к месту Рождества Христова нет.

Небо и звезды - такое творение рук Божиих, которое видимо всем. Поэтому в определенных случаях Господом посредством их даются знамения, возвещающие важные события в грядущей судьбе человечества.

Так, во время крестных мук Спасителя, перед самой Его смертью <...сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце...> (<Лк. 23, 44-45). <Людям возвещалось, что человеческими руками убит Тот, Который пришел спасти род человеческий, возвестить и открыть путь ко спасению, к Царству Небесному. Произошла временная победа тьмы, совершилось дело беззакония и в знак этого земля покрылась тьмой. Умер Иисус Христос - солнце правды, источник, дающий людям вечную жизнь, померкло чувственное солнце - источник материальной жизни.

Мы читаем также в Евангелии о том, что при кончине века, перед вторым пришествием Христовым <будут знамения в солнце и луне и звездах. И ужасные явления и великие знамения с неба> (<Лк. 21, 25, II), которые в сочетании с другими предсказанными событиями и явлениями не оставят сомнения в том, что приблизилось время второго пришествия Христова и конца существующего мира. Таким образом, для понимания знамений небесных, посылаемых от Господа, не требуется знание А. или толкований астрологов; каждый, кто принял сердцем Священное Писание, не усомнится в происходящем.




АСТРОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Теперь, когда в виду всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о демоническом происхождении А и магии, об их губительном влиянии на земные цивилизации, их воспринимающие, об однозначно отрицательном отношении христианской церкви ко всем видам оккультизма, давайте рассмотрим картину развития А в современное время в нашей стране.

Здесь прежде всего необходимо обратиться к таким известным и популярным астрологам, как супруги Глоба. Они часто выступают по телевидению и радио с лекциями по А , широко вещают на эту же тему в прессе, покрыли почти всю страну сетью астрологических школ. Кто же они такие и каковы их задачи? Сначала дадим слово им самим.

В журнале <Работница> в статье <С кем разговаривают звезды> (? 12, 1989, с. 25) мы читаем: <Предки Павла по материнской линии - персияне из рода гебров в Иране - издревле посвящали свою жизнь А.; дед также учил Павла А., а умирая, дедушка передал внуку слова-пароль, который открывает ученику доступ к учителям, великим астрологам... И завещал их искать в Индии>. Когда Павел вырос, то отправился в Индию, и вот что он говорит об этом путешествии: <Я нашел... Учителя признали меня - заветные слова-пароль помогли. Допустили к учению - самому сокровенному, что передается ты- сячелетиями из уст в уста. дали книги... научили, как найти жену и добавили, что, когда ваши жизни соеди- нятся, ты посвятишь ее в то, чем владеешь сам и на вас будет возложена великая миссия>.

Как видно из сказанного Павлом Глобой, им бы- ли последовательно пройдены все виды ритуального магического посвящения в <тайные знания>.

Первое - предки-персияне, наследственные аст- рологи, у которых тайные знания путем обучения и посвящения передавались из поколения в поколение. (Для лучшего понимания в качестве аналогии можно привести пример наследственного колдовства, когда наговоры, заговоры и вместе с ними <бесы-помощни- ки>, помогающие осуществлять это колдовство, пере- даются по наследству ). Дед, умирая, передает закли- нания (а также, по-видимому, и беса-помощника), которые открывают путь к <учителям>, т. е. магам вы- сокой степени посвящения, у которых начинающий астролог должен пройти соответствующую стажиров- ку.

Второе. Павел едет в Индию, творит заклинания, являются <учителя>, и Глоба проходит новый курс магического обучения, получает высокую степень по- священия, снабжается необходимой литературой и посылается с <великой миссией> в страну, где еще не развита А. Чтобы легче было творить задуманное, ему подыскивается при помощи определенных сил жена, которую он должен посвятить в то, чем владеет сам>.

А дальше происходит самое страшное. С радостью для него открываются страницы журналов и газет, по телевидению под постоянной рубрикой <Школа А.> Глебами проводится широковещательная пропаганда астрологических идей; страна покрывается сетью школ, где люди с большим энтузиазмом слушают пле- нки, наговоренные астрологами Глоба, а после этого активно вовлекают в занятия А. своих родных и зна- комых. Та магическая зараза, из-за которой во мно- гом и погиб допотопный мир, все более и более охва- тывает умы и сердца миллионов людей, формируя их сознание и стиль поведения в обществе.

И это наше утверждение не голословно. Для при- мера приведем высказывание Тимура Свиридова, од- ного из ярких представителей школы Глоба. В статье <Что нам готовит Водолей?> он вещает: <Сегодня на планете формируется новый тип людей, новая раса, которая будет обладать неизвестными нам способнос- тями - оккультными... И нам нужно развить у людей сильное астрологическое мышление>. И далее: <Па- вел Глоба предсказывает, что в 1999 году придет Мес- сия, который родится в России, и даст повой эпохе Водолея свое мировоззрение, другой тип религии>. (<Что нам готовит Водолей>, газ. <Аномалия>, ? 2, 1990).

Из этого видно, что пропаганда А. и магии в на- шей стране играет строго определенную роль и пре- следует свою цель - А. и магия призваны стать еще одним средством в формировании людей в нехристи- анском, демоническом духе. Идет атака оккультизма на современный мир, ожесточенная борьба за завое- вание умов и сердец людских, которые проходят на заранее подготовленном фоне безбожия. Сначала из душ людских сознательно вырывали Христа, пресле- довали, ссылали и казнили за веру. Над верой смея- лись, храмы разрушали, религиозные книги сжигали. Образовавшийся в душе вакуум старались заполнить атеистическим бредом, материалистической белибер- дой. И многие люди в силу своего воспитания приняли это и стали этим жить. Сейчас безумность этих идей стала очевидна для всех. Современный человек потя- нулся к духовной жизни, и ему тут же широковещате- льно предлагают новую духовную пищу - оккуль- тизм. Не вооруженный христианской верою, знанием Священного Писания и пророчеств о будущем мира и пришествии антихриста, современный человек не в состоянии правильно оценить навязываемых ему ок- культных учений. Изголодавшийся по духовной пище, он всеядно поглощает всякую мистическую отраву, предлагаемую ему определенными силами. Этим по- льзуются уловители душ, которые подобно Свиридову даже часто и не скрывают своих намерений. Им нуж- но воспитать новый тип людей <с оккультными спо- собностями>. Нужно воспитать людей в том духе, ко- торый определит возможность прихода лже-мессии, антихриста, который попытается, как и предсказано в Апокалипсисе, уничтожить христианство и насадит>> <другой тип религии>, заключающийся в поклонении ему, антихристу.

Все это требует в настоящее время особой бдительности, внимательности христиан к себе и ко всем проявлениям внешнего мира, необходимости помнить, что борьба идет не на жизнь, а на смерть, причем смерть вечную для прельщенных, ибо, как указывает апостол Петр, необходимо быть бдительным, помня, что <...противник ваш - диавол - ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; Противостойте ему твердою верою...> (1 Пет. 5, 8, 9).
http://www.zavet.ru/astrol.htm#d03
http://www.omolenko.com/20-1.html
http://www.zavet.ru/astrol.htm
http://www.pravmir.ru/article_472.html
http://www.zavet.ru/astrol.htm
http://www.zavet.ru/astro03.htm





Комментарии:
Елена, спасибо, но ведь не волшебство это, а звезды материальные так расположились. Просто трактование расположения звезд на небе.
zAngel, тут освещается именно православный аспект. И он жестко однозначен.
А вообще их, аспектов-то, великое множество, каждый волен выбирать
 

Подтвердите удаление записи