Четвёртая Заповедь
ПЕРЕВОД
Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему.
Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые богоугодные дела.
К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота ("Шаббаш" по-древнееврейски значит "покой,") как воспоминание о творении Богом мира: "И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих" . После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально , запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелий, книжники и Спасителя обвиняли в "нарушении субботы", когда Он в этот день кого-либо исцелял. Христос объяснял им, что "суббота для человека, а не человек для субботы" .
Иными словами, субботний покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для порабощения его и лишения доброй деятельности. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.
В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди.
Кроме того, Православие под именем седьмого дня подразумевает не только воскресный день, но и другие праздники, установленные Православной Церковью (также и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники: праздник Пасхи, Пятидесятницы и др.)
Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь также и люди, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, играх и предаются разгулу и всякому излишеству.
Особенно возбраняется предаваться всякого рода развлечениям под праздник, т.к. по канонам Православия праздник начинается с вечера предыдущего дня, когда в храмах служится всенощная (т.е. примерно с 17 часов), и отдавать это время праздности и развлечениям – значит издеваться над праздником.
Источники: http://pravoslav.at.tut.by/istiny/zapov.html#3
http://azbyka.ru/dictionary/08/serbs...h_06-all.shtml
http://www.ioann.org/opyit-postroeni...a-zapoved.html
книга «Законъ Божiй для семьи и школы со многими иллюстрацiями» сост.протоiерей Серафимъ Слободской