О чем сотрудники раскалываются налоговым инспекторам: наболтать на 35 млн руб.
Особенно, если речь идет о бизнесе? Особенно, если представить, что собеседник генерального директора или главбуха – налоговый инспектор… И даже блондинистая секретарша, которая два слова связать не может, вызовет у проверяющих информационный интерес.
В Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 22.11.2018 года по делу №А67-4208/2017 сотрудники наболтали на 35 миллионов рублей. Особенно отличились директора.
Как было дело? Классическая схема дробления бизнеса: головная компания (ОСН) содержит, помогает, контролирует и платит за кучку зависимых и «присосавшихся» ООО и ИП на спецрежимах. По факту, никчемных и нужных только для налоговой выгоды. Работают в одном месте с одними и теми же сотрудниками, контрагентами, на одних и тех же компьютерах и кассах.
Пришли налоговики и взяли за пикантное место, т.е. за персонал. Сотрудники – это кладезь информации, даже если они «ничего такого» не скажут или «не помнят и не знают».
Общие сотрудники общего бизнеса рассказали правду:
- «Мы не знали, где будем работать, и кто будет нашим работодателем».
- «Трудовые договоры мы подписывали задним числом».
- «Бухгалтерия и отдел кадров находятся в головном офисе по адресу…».
- «Зарплату нам выдавал директор» (сотрудники всех участников схемы знали в лицо только одного директора).
- «Нам не говорили, зачем переводили сотрудников из одной организации в другую. Просто подписывали документы и все».
- «Мы все носили одинаковую спецодежду».
Общие директора так же, как и рядовые сотрудники, были с инспекцией предельно честны:
«Мы раздробили бизнес для участия в конкурсах. Автоуслуги отделили и создали двух ИП. В компаниях работал как свой, так и наемный персонал. Все сотрудники носили одинаковую форму одежды. Арендные платежи платили взаимозачетом».
Возможно, вы сейчас задаете вопрос: «В этих словах нет ничего того, что противоречит Налоговому кодексу».
Для вас – нет, для налоговиков – да. Что ни слово, то зацепка для «необоснованной налоговой выгоды» … И хуже подобных показаний – только чистосердечное признание в создании компании на спецрежимах ради экономии на налогах. Думаете, я шучу? И такое ляпнуть может только полный профан? Заблуждаетесь! В Определении ВС РФ от 15.01.2018 г. №307-КГ17-20300 (дело №А42-6484/2016) генеральный директор признался, что создал ООО «2», чтобы ООО «1» не слетело с УСН.
В который раз свидетельские показания испортили всю «малину». Но в данной ситуации виноваты не сотрудники, а безграмотные оптимизаторы-руководители.
Они упустили из вида главное: в основе любого дробления должна быть деловая цель (и, конечно, это не экономия на налогах). Дробить бизнес нужно не по ходу «пьесы», а проведя предварительный анализ и взвесив все «за» и «против».
В рамках проведения реструктуризации нужно не забывать о признаках самостоятельности юридических лиц. Также нужно инструктировать сотрудников на предмет их информирования о месте их трудоустройства и непосредственного подчинения новому руководству. Наличие любых взаимоотношений в рамках группы компаний необходимо обосновывать грамотными договорами.
Самого дробления бояться не стоит. Стоит опасаться безграмотных советников в рамках его проведения и бестолкового существования компаний.
Если и в вашем бизнесе несколько ИП или юрлиц, проведите интервью с работниками. Задайте им всего 3 вопроса:
- Где вы работаете? (и сравните с записью в трудовой книжке)
- Кто вас принимал на работу и где?
- Кто ваш непосредственный начальник?
- Ваши сотрудники сказали правду из документов или из реальности?