Проведение госзакупок: что изменилось с 1 июля 2018 года
Конкурентная закупка – закупка, в рамках которой обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие. Информацию о такой закупке заказчик размещает в ЕИС или направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.
Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Федеральному закону №223-ФЗ, руководствуются самостоятельно разработанным Положением о закупках и Планом закупок. Заказчикам предоставлено право самостоятельно устанавливать требования к закупкам.
С 1 июля 2018 г. закупки проводятся со следующими изменениями:
1.Все специальные торги с участием малого и среднего предпринимательства будут проводиться только в электронном виде на площадках, включенных в утвержденный перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона №223-ФЗ.
2.Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке.
3. Положение о закупке обязательно должно содержать порядок и осуществления закупки конкурентными (неконкурентными) способами, порядок заключения и исполнения договоров, связанные с обеспечением закупки положения. Все заказчики должны привести свои положения в соответствии с новыми нормами законодательства не позднее 1 января 2019 г.
4. Закрепляется обязанность заказчика определять требования к участникам конкурентной закупки в документации о закупке.
5. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом №223-ФЗ.
6. Теперь предусмотрен закрытый перечень способов закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, которые применяются при проведении закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства. Для всех остальных закупок перечень разрешенных способов является открытым. За заказчиком сохранилось право проводить закупки теми способами, которые установлены в его положении о закупках, а также возможность устанавливать дополнительные этапы закупок.
7. Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки. Состав этой комиссии и порядок ее работы определяется заказчиком самостоятельно. Заказчик лишается права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки.
8. При проведении закупок заказчик ограничен сроками для публикации извещения и документации в ЕИС:
- Конкурс – 15 дней до окончания приема заявок;
- Аукцион – 15 дней до окончания приема заявок;
- Запрос котировок – 5 рабочих дней до окончания приема заявок;
- Запрос предложений – 7 рабочих дней до окончания приема заявок.
При проведении закупки исключительно с субъектами малого и среднего предпринимательства ч. 3 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлены иные сроки размещения извещения о проведении конкурса:
- Конкурс – 7 дней до окончания приема заявок, если НМЦ не превышает 30 млн рублей;
- Конкурс – 15 дней до окончания приема заявок, если НМЦ превышает 30 млн рублей;
- Аукцион – 7 дней до окончания приема заявок, если НМЦ не превышает 30 млн рублей;
- Аукцион – 15 дней до окончания приема заявок, если НМЦ превышает 30 млн рублей;
- Запрос котировок – 4 рабочих дней до окончания приема заявок, при этом НМЦ не должна превышать 7 млн рублей;
- Запрос предложений – 5 рабочих дней до окончания приема заявок, при этом НМЦ не должна превышать 15 млн рублей.
9. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. При проведении закупок исключительно с субъектами малого и среднего предпринимательства такой договор заключается только на электронной площадке.
10. Документы и сведения, не подписанные усиленной КЭП, электронная площадка принимать не имеет право ни от заказчика, ни от участника закупки.
11. Теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Внесенными изменениями урегулированы вопросы разъяснения документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приема заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении закупки заказчик вправе игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Контроль содержания запроса и сроков его поступления остается за заказчиком.
12. Заказчикам разрешено не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своем Положении о закупках.
13. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы. Также оператор не дает возможности заказчику ознакомиться с коммерческими предложениями до момента окончания приема заявок. Исключение составляет аукцион, проводимый в электронной форме. В случае аукциона участники могут видеть цены, предложенные конкурентами, но не их наименования. Данное исключение необходимо для проведения ценового соревнования в режиме онлайн.
14. Предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не может превышать 5% от начальной цены. Способы обеспечения заявки заказчик указывает в документации. Конкретный способ обеспечения заявки участник выбирает самостоятельно из числа, указанных заказчиком.
По материалам газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, июль 2018.
Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».