Поиск Написать

Дети и деньги

Елизавета Трибунская
http://detochka.ru

Давать ли детям деньги, и если давать - то как и сколько. Этот вопрос неизменно вызывает бурные дискуссии. Одно из крайних мнений - ребенку деньги не нужны. Не нужны до тех пор, пока он сам не начнет зарабатывать. Да и тогда он должен отдавать всю зарплату родителям. До тех пор, видимо, пока не начнет отдавать зарплату супругу. Или, считают другие, деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.
Истина, как обычно, где-то посередине. С того момента, как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, осознает, что это такое, то есть, с того момента, когда он хочет иметь свои деньги, - они должны у него быть.
Есть мнение, что надо оплачивать детям хорошие отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее. Но здесь есть серьезный подводный камень, прямо-таки подводная скала.
Человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению, и поэтому учиться. Задача родителей здесь - выработать интерес к учебе как к таковой, а не подменять его интересом к деньгам. К тому же качество пятерки бывает разным - оценка, все же, вещь субъективная. Узнать, что ребенок выпрашивает хорошую отметку, мне, скажем, было бы неприятно.
С домашним хозяйством и самообслуживанием приблизительно та же картина. Не надо подменять воспитываемое осознание необходимости некоторых действий стремлением к деньгам. Лучше объяснить, что люди, живущие вместе, должны думать друг о друге. Ведь взрослому никто не будет оплачивать чистку зубов и мытье посуды в своем доме.
Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень кстати - как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.
Сумма должны быть фиксированной в определенный промежуток времени - мы ведь готовим человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными ресурсами.
Денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь и у взрослых редко бывает достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения - купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженного или купить подарок другу.
Ни в коем случае не надо становиться самим и делать ребенка рабами расписания. Никто не говорит о том, что если родителям задерживают зарплату, они должны их кожи вот вылезти, но дать ребенку его выплату. Никто не настаивает, что нельзя добавить ребенку денег на крупную покупку или помочь ему, если он не рассчитал свои траты. Ко всему надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры.
С человеком, хоть и с маленьким, надо разговаривать. Надо объяснять ему свои действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду, или общесемейное решение о крупной покупке. Также нелишне будет объяснить ребенку, что он должен рассчитывать свои траты исходя из своих материальных возможностей.
Я намеренно не упоминаю суммы, которые надо выдавать детям. Материальная ситуация у всех разная, цены в соседних магазинах тоже у каждого свои. Представление о разумных тратах каждый имеет собственное.
Чем старше ребенок, тем больше ему нужно. И лучше, если помнить об этом будут родители, не вынуждая ребенка напоминать и своих возросших потребностях и постоянно выпрашивать что-то сверх положенного.
Ребенок не должен чувствовать себя ущербным по сравнению с друзьями. Если вы отдали ребенка в элитную школу - его материальные возможности не должны в десятки раз отличаться от возможностей его соседа. Причем это правило важно как в ту, так и в другую сторону.
Независимые доходы ребенка, будь то денежный подарок родственников или стипендия, принадлежат самому ребенку. Эти суммы никак не должны сказываться на его постоянных доходах.
Штрафы за плохую учебу или плохое поведение недопустимы. Зато вполне логично участие ребенка в восстановлении испорченного им. Главное здесь - соблюдать меру.
Очень важно четко определить, какие именно траты ребенок делает из своего кармана. Скажем, маленькому ребенку одежду покупает мама. А взрослому? А книжки? А тетрадки? Плеер и фотоаппарат? Каждый родитель должен заранее продумать ответы на эти вопросы.
Последовательность не менее важна. Недопустимо сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.
Если мы хотим вырастить самостоятельного, разумного, думающего человека, мы не можем лишать его возможности пытаться быть таким с раннего детства.

Ната:
Мне все же кажется, что ребенок должен получать карманные деньги. Сумма - в зависимости от возраста. Сейчас сыну 5, собираюсь давать ему десятку в неделю, думаю, хватит.А соображения вот какие : нельзя платить ребенку ни за оценки, ни за домашнюю работу ни за походы в магазин просто потому, что эту работу ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ ДЕЛАЮТ БЕСПЛАТНО.Все члены семьи живут в доме и принимают участие в заботе о нем по мере своих возможностей.Кроме того, ребенок должен ХОТЕТЬ ПОМОЧЬ уставшей маме, а не мыть посуду за рубль.( интересно, а как тогда быть в ситуации, когда мама больна и лишнего рубля нет? И по какому тарифу оплачивать мытье посуды после приема гостей?)
Думаю сделать так - сладости и всякую ерунду сын будет покупать на свои карманные, если хочется игрушку, которая не входит в наши планы - может решить, что ему больше нужно, чупс или игрушка, и отложить.Разумеется, недостающую сумму я добавлю.Думаю, таким образом сын научится и обращаться с деньгами и соизмерять свои желания с возможностями.Так же собираюсь поступать и когда сын подрастет, и, возможно, захочет более дорогой магнитофон-ботинки-куртку, чем мы можем купить.Типа, вот тебе сумма, на которую мы рассчитываем (разумеется, сумма вполне реальная для неплохой вещи, но кто подростков разберет?), если хочешь больше - добавляй сам.
Имея карманные деньги ребенок учится не экономить ( при чем здесь экономия? )а грамотно распоряжаться ими, удовлетворять свои потребности без унизительного "Купиииии!..", самому справляться со своими "Хочу" и учиться делать выбор.А необходимость подростку бежать к родителям за пакетом чипсов сходна с ежедневной нотацией: "ты здесь живешь, но ничего твоего здесь нет и имя тебе Никто"

Комментарии:
 

Подтвердите удаление записи