Термины храмовой архитектуры Таиланда
Термины храмовой архитектуры Таиланда
В Таиланде существует около тысячи храмов или Wat. Некоторые отличаются друг от друга по стилю и размеру, но согласно буддистским архитектурным принципам структуры в пределах храма должны включать в себя
the Bot ( ubosot) - зал для выполнения религиозных церемоний;
wihan - помешение для рамещения различных Буддистских изображений и для выполнения различных религиозных церемоний непрофессионалами;
Sala kanparien - является большим залом для встреч религиозных деятелей с народом, который не используется для религиозных услуг ;
mondop - в этом помещении хранят священные Буддистские писания;
chedi - помещение для хранения священных реликвий или изображений;
ho rakang , или колокольня, предназначается для озвучивания различныхэтапов церемоний,и т.п. и
kuti - помещение где живут монахи.
Некоторые храмовые комплексы также могут иметь библиотеку, крематорий и школу. Храмы и другие культовые здания с внутренним пространством представлены в Таиланде двумя основными типами: центрическими и базиликальными. Наиболее широко распространен последний тип.
Таиландским храмам свойственны высокие, сильно профилированные цоколи, богато декорированные полихромные наличники окон и дверей, нередко украшенные мозаикой и позолотой. Особенно характерны крыши тайских храмов. Обычно они имеют ярусную структуру, как бы из нескольких двускатных крыш одна над другой. Часто нижние ярусы крыш имеют вальмы. Коньки крыш слегка прогнуты и напоминают бамбуковые прототипы. Завершаются они орнаментом, напоминающим головы экзотических птиц. Наиболее декоративные части крыши-фронтон и причальные доски, украшенные резьбой, позолотой и мозаикой. Кровля покрыта цветной, обычно красной и зеленой глазурованной черепицей.
Ват(Wat) это тайский буддистский храм или монастырь. Обычно это не одно строение и в большинстве случаев состоит из нескольких зданий, святынь или памятников в пределах внутреннего двора, который обнесён по периметру высокой стеной. В дополнение к тому, чтобы бы быть местом, где преподавались уроки Будды, Тайскай ват был традиционно школой, больницей, центром объединения и даже местом встречи для развлечения.
Bot (также называемый ubosoth или uposatha) - главный зал посвящений в храме. Это место, где новые монахи дают религиозные клятвы, занимаются медитацией и где обычно проходят все религиозные церемонии.
Основным базиликальным сооружением в системе вата обычно является бот. В нем размещается основная святыня вата, чаще всего статуя Будды. Кроме того, это зал для молитвы монахов, проповедей и закрытых религиозных церемоний. Бот всегда стоит на обособленной платформе, границы которой отмечены восемью стелами, имитирующими листья священной смоковницы и охраняющими храм от злых духов.
Вы можете легко узнать здание Bot по шести камням (Bai Sema) расположенным по периметру здания и означающих пределы святости. Bot обычно открыты только для монахов. Фасад здания всегда обращён на восток, и внутри хранят одно или несколько изображений Будды. Роговидное украшение на коньке крыши представляет собой голову мифической птицы garuda, и называется chofa.
Chofahs украшения в виде мифической птичьей головы, расположенное на коньке крыши храма.Если выпосещали храм Изумрудного Будды в Grand Palace, вы должны были заметить примеры Chofahs на многих крышах комплекса. Нередко Chofahs украшают колокольчиками, которые звенят на ветру.
Chedi (другое название ступа или пагода) является высоким, куполообразным строением под которым захоронены буддистские реликвии или реликвии набожных королей и монахов. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками где соприкасаются небо и земля. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды. Чеди в Таиланде имеют две канонических формы
* ступеньчатую или prasat стиль,
*а так же колоколообразный стиль.
Выпуклый пра чеди(phra chedi) - обычно называемый просто чеди ( chedi) и лучше известный на западе как ступа - является наиболее уважаемой структурой и разработкой основной насыпи. Первоначально в нём хранили реликвии Будды - позже святых и королей. Ступа состоит из купола (tumulus) , созданной наверху круглой основой и кубической основой, представляющей сидящего Будду, над которым установлены чатры(chatra - зонтик) в один или несколько (обычно девять) ярусов. Есть много различных форм чеди, существующих в Таиланде: наиболее высокий, наиболее старый, и наиболее священный - золотой chedi Nakhon Pathom .
Prang представляет собой chedi в Кхмерском или Аюттайском стиле. Строение выглядит высоким и тонким, похожим на колос. Prang можно увидеть на примере Wat Arun,Wat Phra Kaew или Wat Po в Бангкоке.
Мондоп(Mondop, также называемый Mandapa) по форме напоминающий балдахин, имеются в некоторых храмах и устанавливаются над библиотекой со священными Буддистскими писаниями и складскимим помещениями с религиозными церемониальными объектами. В мондоп-ах хранились священные тексты или некоторые другие святыни, например, "Отпечатки ног Будды". Мондоп( mondop) может быть сделан из древесины или кирпича.
Образцом мондопа может служить Махамондоп конца XVIII в. для хранения священных текстов в храме
Ват Пра Кео(Wat Phra Keo) в Бангкоке. Квадратное кубообразное здание окружено колоннами и богато орнаментировано мозаикой темных тонов. Изящная семиярусная резная деревянная крыша-это разновидность чеди с маленьким колоколом и высоким шпилем - йот.
Ho Trai (другое название "Ho Phra") - является библиотекой храма. Обычно небольшого размера, ярко декорированное строение.
Часто строится на небольших сваях, иногда посреди водоёма. Внутри хранятся священные рукописи и манускрипты
Вихарн(wihaan, vihara или viharn ) - точная копия бота (центральная святыня в Буддистском храме), который используется, чтобы хранить и отображать Будду - зал проповеди, где присяжные и монахи участвуют в церемониях. Это здание обычно расположено на восток от чеди(chedi) с главным входом, выходящим на восток, благоприятное направление при восходе солнца. Это - обычно самое посещаемое здание в храме и открытое для каждого посетителя.
Убосот(Ubosot) и Вихарн(Viharn) - наиболее декоративные и важные здания в составе храма. На внешней стороне они украшены мотивами штукатурки покрытой лаком, стеклянной мозаикой и золотом. Вихарн(viharn) часто украшается сложными фресками, которые являются обычно яркими и недавнего происхождения. Сцены от Jataka ,
предыдущие жизни Будды, могут украшать стены.
Посетители обязаны должным образом одеться, снять обувь перед входом и вести себя благопристойно. Точно так же как в Bot , в Viharn расположен алтарь, и одно или несколько изображений Будды
Sala является открытым павильоном. Несколько Viharn построены именно в этом стиле.
Naga представляет собой мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма это показанно в виде змея спускающегося с края крыши или в виде перилл лестницы ведущей к Bot, особенно это заметно в стиле Lanna (Северный Таиланд). В скульптурах это изображение помещено на голове Будды.
Особенно красивые изображения Naga использовались в кхмерской культуре, найденные на с-в Таиланда.
Прасат(prasat , замок) - прямой потомок кхмерского храма, с высоким шпилем и наполовину греческой планировкой и вестибюлями. Прасат( prasat) служит или как королевский тронный зал трона или как святыня для великих религиозных объектов, таких как храм Изумрудного Будды в Бангкоке, который хранит главную Буддистскую реликвию и статуи королей существующей династии.
Прасат, как правило, имеет крестообразный план. Каждая из ветвей креста перекрывается несколькими ярусами двускатных крыш. На их пересечении возводится венчающая башенка - в форме ступы.
Главным тронным залом королевского дворца в Бангкоке служит Дусит Маха Прасат. На его белых стенах с золочеными мозаичными наличниками окон и входов лежит многоярусная красная с зеленым черепичная крыша." Резные деревянные фронтоны позолочены. В центре крыши возвышается семиярусная, подобная чеди, башенка с высоким йотом.
В отличие от тронных прасатов, культовые прасаты венчали башенки в форме пранга. Такое же завершение имеет прасат Пра Тепедон в бангкокском храме Ват Пра Кео. Он был построен в середине XIX в. для статуи изумрудного Будды, а позднее превращен в своеобразный "пантеон" статуй королей царствующей и сейчас династии Чакри. Крестообразный в плане прасат Пра Тепедон обнесен рядом колонн н декорирован резными деталями, мозаикой н позолотой.